Материалы

О профилактике правонарушений при ведении маркшейдерских работ при добыче углеводородного сырья

  • Печать

Руководителям маркшейдерских служб нефтегазодобывающих организаций

При осуществлении контрольной и надзорной деятельности, а также при согласовании планов развития горных работ, проектов производства маркшейдерских работ и другой маркшейдерской документации Ростехнадзор обращает особое внимание на ряд проблемных вопросов в области маркшейдерского обеспечения.

В целях повышения уровня промышленной безопасности при составлении планов развития горных работ следует обеспечить соответствие установленным требованиям графических материалов (обзорная схема лицензионного участка, маркшейдерско-геодезический план лицензионного участка, геологические разрезы по продуктивным пластам), пояснительных записок и табличных материалов, включение в состав мероприятий по промышленной безопасности вопросов аттестации и повышения квалификации персонала, разработки в необходимых случаях проектов производства маркшейдерских работ и геодинамических полигонов, их реализация обновления горноотводной документации, картографических материалов, своевременное развитие опорной маркшейдерской сети.

Из-за несвоевременного обновления технических проектов производства маркшейдерских работ имеют место случаи расширения зоны деятельности, в связи с получением дополнительных лицензионных участков, не обеспеченной проектными решениями, используются приборы, оборудование, программные продукты и ГИС – системы, не предусмотренные проектом.

Горная графическая документация проектов горных отводов зачастую составляется с отступлениями от установленных требований, включая:

  • оставление отдельных скважин или их частей за уточненными границами горного отвода, в том числе от поверхности до первого продуктивного пласта;
  • отсутствие геологических разрезов в составе графических приложений, либо их не соответствие истинному положению разрабатываемых пластов, отсутствие границ горного отвода;
  • не учитываются технологические зумпфы скважин при определении нижней границы горного отвода;
  • при составлении интегральных контуров продуктивных пластов не включаются отдельные залежи с поставленными на государственный учет запасами;
  • необоснованно большое количество точек, которыми описывается граница горного отвода;
  • топопланы оформляются без учета условных обозначений для соответствующих масштабов.

Разработка проектов (программ) наблюдения за геомеханическими, геодинамическими и (в необходимых случаях) геокриологическими процессами должна осуществляться на основании горно-геологического обоснования. Данное условие часто не выполняется или выполняется со значительными отклонениями от действующих требований инструкции. При разработке горно-геологического обоснования во многих случаях отсутствуют сведения, необходимые для качественной разработки проектной документации, соответствующей нормативным требованиям, такие как:

  • структурное построение геодинамического полигона;
  • предрасчет деформации массива горных пород и земной поверхности;
  • методики и периодичность плановых и высотных геодезических измерений;
  • комплект графической документации;
  • схемы водомерных постов (станций) для наблюдений за уровнем грунтовых вод;
  • программа гидрогеологических и геокриологических исследований;
  • границы возможного проявления опасных геомеханических и геодинамических процессов;
  • обобщенный сметно-финансовый расчет.

Существующие методики прогноза деформаций земной поверхности ориентированы на определение общей мульды оседания земной поверхности. В то же время накопленный опыт эксплуатации геодинамических полигонов показывает, что при достаточно низком уровне деформаций в целом по горному отводу в отдельных зонах, особенно в местах пересечения крупных геологических нарушений, наблюдаются деформации, представляющие угрозу объектам поверхности. Это вызвано не столько процессами общего оседания земной поверхности, сколько техногенной активизаций геоблоков, движение которых может принимать разнонаправленный характер. Методики же прогноза не учитывают геодинамическую активность отдельных геоблоков и возникающие при этом опасные зоны. Поэтому действующие нормативные требования не предусматривают освобождения недропользователей от производства наблюдений на основе одних только прогнозных оценок.

Современное состояние геодинамического изучения процессов разработки углеводородного сырья не позволяет без проведения наблюдений на конкретном месторождении сделать обоснованный вывод о степени влияния работ по добыче углеводородного сырья на объекты поверхности.

Существующая практика выдачи научными центрами заключений о нецелесообразности строительства геодинамических полигонов и ведения каких-либо наблюдений на горном отводе противоречит действующему законодательству, такие заключения не имеют юридической силы, а их использование может привести к техногенным авариям и конфликтам с надзорными и правоохранительнми органами.

Вместе с тем, учитывая, что усреднённые просадки земной поверхности при добыче углеводородного сырья характеризуются небольшими величинами, на многих горных отводах отсутствуют объекты, не связанные с производством добычных работ, остро стоит вопрос оптимизации затрат на ведение наблюдений. Особенно он актуален в случаях, когда горные отводы находятся в начальной стадии освоения, объемы добычи на них незначительны, а также когда зона производственной деятельности предприятия включает большую группу компактно расположенных горных отводов.

При отсутствии на территории горных отводов городов, крупных промышленных объектов, иных ответственных сооружений рекомендуется поэтапная реализация работ по созданию системы наблюдений за состоянием горных отводов с применением регионального принципа. Создание региональных геодинамических полигонов позволяет оптимизировать затраты при создании систем геодинамической безопасности на большом количестве лицензионных участков при обеспечении качества ведения наблюдений. Повышение качества проектирования геодинамического полигона также связано с использованием линеаментного анализа, который позволяет уточнить блоковое строение земли, концентрировать ведение наблюдения в наиболее потенциально опасных зонах.

Зачастую специалисты горно- и нефтегазодобывающих организаций не проходят обязательное повышение квалификации, которое предусмотрено для специалистов маркшейдерских служб не реже, чем раз в 3 года, для специалистов геологических служб, служб недропользования, иных инженерных служб - не реже, чем раз в 5 лет, специалисты маркшейдерских служб, выполняющие ответственные маркшейдерские работы, не имеют маркшейдерского образования и в этих случаях может быть предъявлено обвинение в незаконной предпринимательской деятельности и последовать отстранение от занимаемой должности, так как производство маркшейдерских работ является лицензируемым видом деятельности.

Исполнительный директор
ООО «Союз маркшейдеров России»                                                                                       В.В. Грицков