ГОРНОЕ ДЕЛО

Информационно-аналитический портал для горняков

Изменения в горном законодательстве законодательстве в IV квартале 2013 года

В четвертом квартале 2013 года в Государственную Думу Российской Федерации внесено шесть законопроектов.

Законопроект № 392336-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и статью 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Законопроект зарегистрирован и направлен Председателю ГД 23.11.2013. На 10.12.2013 законопроект находится на рассмотрении в Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации неоднозначно квалифицируются попутно добываемые в больших количествах одновременно с нефтью и газом и подвергаемые обратной закачке в глубокие подземные горизонты и пласты горных пород минерализованные пластовые воды и воды, используемые при промысловой подготовке нефти.

В российской и мировой практике обратная закачка (размещение) попутно добываемых вод в недра широко применяется как природоохранное мероприятие, требующее от недропользователя значительных затрат. Размещение вод в пластах горных пород осуществляется в соответствии с утвержденными в установленном порядке техническими проектами после проведения предусмотренных законодательством экспертиз, в том числе - экспертизы на соблюдение природоохранных требований, и получения согласований уполномоченных органов, является согласованным проектным решением, предусмотренным проектной документацией на разработку месторождений углеводородного сырья.

Законопроектом предлагается дополнить такой вид пользования недрами как "разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе, использование отходов горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающих производств" (пункт 3 статьи 6 Закона Российской Федерации "О недрах") словами "размещением в пластах горных пород попутных вод и вод, используемых пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд", что позволит пользователю недр в границах горных отводов, предоставленных для разведки и добычи полезных ископаемых, осуществлять размещение указанных вод в пластах горных пород в соответствии с утвержденными техническими проектами без необходимости получения отдельной лицензии.

Вместе с тем глубоко залегающие горизонты, в которые осуществляется закачка излишков вод, не подлежащих обратной закачке в продуктивные горизонты с целью поддержания пластового давления и вытеснения нефти, иногда расположены за границами горных отводов месторождений. В таких случаях, законопроектом предусматривается получение самостоятельной лицензии на размещение в пластах горных пород попутных вод.

Кроме того, законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", касающихся правового регулирования отношений, связанных с размещением в пластах горных пород подземных вод, извлекаемых из недр попутно с другими полезными ископаемыми (попутных вод), и вод, используемых пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

 

Законопроект № 371615-6 «О внесении изменений в статью 2-1 Закона Российской Федерации «О недрах». Законопроект зарегистрирован и направлен Председателю ГД 28.10.2013. На 10.12.2013 законопроект находится на рассмотрении в Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона Российской Федерации "О недрах" к участкам недр федерального значения относятся участки недр, содержащие в том числе месторождения и проявления алмазов и металлов платиновой группы.

Законопроектом предлагается при отнесении участков недр, содержащих коренные месторождения алмазов и металлов платиновой группы, к участкам недр федерального значения учитывать запасы этих полезных ископаемых, а не их проявления.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 г. № 823 на Роснедра возложено полномочие по опубликованию в "Российской газете" перечня участков недр федерального значения. Около 50 процентов участков недр, содержащих твердые полезные ископаемые, включено в указанный перечень по критерию "проявление полезных ископаемых", что ведет к необоснованному отнесению к участкам недр федерального значения недоизученных или малоизученных объектов и усложнению получения на них права пользования, поскольку в отношении участков недр федерального значения требуется принятие решения Правительства Российской Федерации.

Доля балансовых запасов россыпных объектов алмазов и металлов платиновой группы, учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых в нераспределенном фонде недр, составляет в суммарном объеме балансовых запасов этих полезных ископаемых в Российской Федерации не более 0,44 процента и 0,1 процента соответственно.

Россыпные объекты алмазов и платиноидов нераспределенного фонда недр характеризуются преимущественно незначительными запасами и зачастую не представляют интереса для крупных недропользователей, однако могут отрабатываться небольшими предприятиями и артелями.

Приведенные статистические данные показывают, что алмазы и металлы платиновой группы, являющиеся одними из наиболее ликвидных полезных ископаемых, не вовлекаются в разработку в достаточной мере в связи со сложностью получения лицензий на право пользования участками недр федерального значения. Так, за все время существования института участков недр федерального значения было выдано лишь 8 лицензий на участки недр федерального значения, содержащие месторождения и проявления алмазов, металлов платиновой группы.

 

Законопроект № 369082-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации». Законопроект зарегистрирован и направлен Председателю ГД 24.10.2013. На 10.12.2013 законопроект находится на рассмотрении в Комитете Государственной Думы по земельным отношениям и строительству.

Изменения внесённые в Градостроительный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 28 ноября 2011 года № 337, предусмотрено формирование института негосударственной экспертизы, как альтернативы действующей государственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий с целью ликвидации монополии государственной экспертизы, сокращения случаев, требующих обращения на федеральный уровень экспертизы.

Вместе с тем, ряд положений Градостроительного кодекса ограничивают возможности активного привлечения организаций негосударственной экспертизы к рассмотрению проектной документации отдельных объектов капитального строительства, за счет отнесения их к компетенции организаций негосударственной экспертизы.

В связи с указанным, законопроектом предлагается исключить из числа объектов, подлежащих экспертизе на федеральном уровне, особо опасные и технологически сложные объекты, по которым не требуется разработка декларации промышленной безопасности. Это даст возможность рассматривать проектную документацию таких объектов на уровне организаций негосударственной экспертизы и (или) органов государственной экспертизы субъектов Российской Федерации. При этом конструктивная надежность объектов обеспечивается так же, как и по другим объектам, отнесенным законом к компетенции органов государственной экспертизы субъектов Российской Федерации и организаций негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Аналогично предлагается отнести к компетенции негосударственной экспертизы объекты с отходами I – V классов, т.е. практически отходами строительного производства, которые имеют место при возведении любого объекта капитального строительства (битый кирпич, обломки бетонных конструкций, материалов и изделий, арматура, битое стекло, различного вида утеплители и т.д.)

Предлагается исключить из числа уникальных объекты высотой свыше 100 метров и пролёты более чем 100 метров. Это ограниченный перечень объектов, для расчета конструктивной надежности и безопасности которых имеется достаточная нормативно-техническая база (жилые многоэтажные дома), опоры высоковольтных линий электропередач, теле и радиоантенны, промышленные дымовые трубы, конструкции которых стали практически типовыми.

Предлагается также сократить число аттестованных экспертов – специалистов по инженерным изысканиям с 5 до 2 для получения аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы. Это соответствует сложившейся многолетней практике работы органов государственной экспертизы федерального и регионального уровней, позволяет привлечь (в зависимости от объема работ) необходимое число аттестованных специалистов. При этом условия подготовки экспертных заключений уравниваются, при равной (в соответствии с законом) ответственности за результаты экспертизы, выполненной как органами государственной, так и организациями негосударственной экспертизы.

 

Законопроект № 362928-6 «О внесении изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Законопроект зарегистрирован и направлен Председателю ГД 17.10.2013. На 10.12.2013 законопроект находится на рассмотрении в Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

Предлагаемый проект федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» подготовлен в целях оптимизации обращения отходов, являющихся или в установленном порядке признаваемых вторичными материальными ресурсами.

Поскольку отходы, являющиеся (признаваемые) вторичными материальными ресурсами, могут быть повторно использованы в процессе производства, совершенно очевидно, что взимание за них платы, как за отходы, оказывающие негативное воздействие за окружающую среду, является необоснованным. (В ином случае, взимание такой платы явным образом снижает заинтересованность собственников соответствующих отходов или иных хозяйствующих субъектов в дальнейшей переработке данных отходов, что, в свою очередь, способно создавать условия для продолжения дополнительного загрязнения этими отходами окружающей среды.)

В то же время установление разумной платы за указанные отходы – вторичные материальные ресурсы, - напротив повышает заинтересованность их собственников или иных хозяйствующих субъектов в организации их дальнейшей переработки и использования.

В связи с этим законопроектом предлагается установить, что плата за размещение отходов, являющихся или в установленном порядке признаваемых вторичными материальными ресурсами, которые подлежат дальнейшей переработке и являются сырьем или материалами в других производствах и используются в течение десятилетнего периода с момента их образования, устанавливается на уровне договорных цен на эти ресурсы, существующем на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.  При этом в случае неиспользования указанных отходов – вторичных материальных ресурсов – в течение десятилетнего периода с момента их образования, данные вторичные материальные ресурсы предлагается считать отходом, за который согласно действующему законодательству необходимо вносить плату уже как за отход, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

Инициируемые изменения в Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предлагается оформить в виде специальной новой статьи Главы V данного Федерального закона.

 

Законопроект № 348208-6 «О внесении изменений в статью 34 Закона Российской Федерации «О недрах». Законопроект зарегистрирован и направлен Председателю ГД 28.09.2013. На 10.12.2013 законопроект находится на стадии рассмотрения в первом чтении.

Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» предусмотрены выплаты поощрительного и государственного денежного вознаграждений лицам за открытие и (или) разведку имеющего промышленную ценность неизвестного ранее месторождения, а также выявление дополнительных запасов полезных ископаемых или нового минерального сырья в ранее известном месторождении, существенно увеличивающем его промышленную ценность, выявление признаков месторождения полезного ископаемого, редкого геологического обнажения, минералогического, палеонтологического или иного образования, представляющего научную или культурную ценность, на ранее неизвестном участке недр.

Предлагается в Законе Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» установить, что право на государственное денежное вознаграждение будут иметь лица, участвовавшие в открытии на территории Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации неизвестного ранее месторождения полезных ископаемых, запасы которого поставлены на государственный баланс впервые, в случае если геолого-разведочные работы на данном участке недр проводились за счет средств федерального бюджета, а также ранее за счет средств республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР.

Предлагаемая редакция статьи 34 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» отменяет понятие «поощрительное денежное вознаграждение».

Кроме того, предлагаемой редакцией статьи 34 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» будет отменено государственное денежное вознаграждение по общераспространенным полезным ископаемым.

 

Законопроект № 402870-6 «О внесении изменений в статью 17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах». Законопроект зарегистрирован и направлен Председателю ГД 06.12.2013. На 10.12.2013 законопроект находится на рассмотрении в Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

В настоящее время в соответствии со статьей 17.1 Закона РФ «О недрах» право пользования участками недр может быть передано юридическим лицом - пользователем недр, являющимся основным обществом, юридическому лицу, являющемуся его дочерним обществом, если юридическое лицо, которому передается право пользования недрами, создано в соответствии с законодательством РФ, соответствует требованиям, предъявляемым к пользователю недр законодательством РФ, условиям проведения конкурса или аукциона на право пользования данным участком недр, условиям лицензии на пользование данным участком недр и такому юридическому лицу передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование недрами, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр.

При этом, в соответствии с Гражданским кодексом РФ дочернее общество не отвечает по долгам основного общества.

В некоторых случаях предприятия, находящиеся в предбанкротном состоянии, имеющие задолженность по налогам и взносам, переоформляют лицензии на дочерние предприятия, при этом зачастую право пользования передается в качестве вклада в уставной капитал создаваемых дочерних предприятий, после чего основное общество признается банкротом, а его задолженность перед кредиторами и бюджетом не возвращается в полной мере.

Законопроектом предлагается внести изменение в статью 17.1 Закона РФ «О недрах» в части установления требования об отсутствии задолженности владельца лицензии по уплате налогов и платежей в случае переоформления лицензии основного общества на его дочернее общество.

Вы здесь: Главная Горное законодательство Изменения в горном законодательстве законодательстве в IV квартале 2013 года