ГОРНОЕ ДЕЛО

Информационно-аналитический портал для горняков

Положение о научно-техническом совете

Утверждено Центральным и

Научно-техническим советами

ООО «Союз маркшейдеров России

24.12.2009 протокол № 6

ПОЛОЖЕНИЕ

О НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

Общероссийской общественной организации

«Союз маркшейдеров России»

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Научно-технический совет Общероссийской общественной организации «Союз маркшейдеров России» - (далее НТС СМР) создается и действует как совещательный орган для рассмотрения основных вопросов научной и научно-технической деятельности Организации в соответствии с настоящим Положением.

1.2. Основные задачи НТС СМР определяются направлениями деятельности Союза маркшейдеров России.

1.3. Цель создания и работы НТС СМР – повышение качества маркшейдерских работ, эффективности использования минеральных ресурсов, охране недр и окружающей среды при разработке месторождений минерального сырья и других форм освоения недр на основе научно-технического прогресса, и соблюдения государственных интересов и законодательства о недрах Российской Федерации.

1.4. НТС СМР является постоянно действующим совещательным и экспертно-консультативным органом Союза маркшейдеров России для рассмотрения и выработки рекомендаций по особо сложным проблемам научно-технической политики, отнесенным к компетенции организации.

1.5. НТС СМР в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Ростехнадзора и настоящим Положением.

1.6. НТС СМР осуществляет свою деятельность в установленном настоящим Положением порядке во взаимодействии с территориальными органами Организации и заинтересованными маркшейдерскими организациями.

1.7. Заседания НТС СМР протоколируются, а протоколы сдаются в архив и хранятся постоянно.

1.8. Работа НТС СМР осуществляется в соответствии с планом, утвержденным председателем НТС СМР.

ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

2.1. Основными задачами НТС СМР является:

- определение приоритетных и перспективных направлений научно-технической политики Организации, способствующих повышению эффективности инновационной деятельности и ускорению научно-технического прогресса в области маркшейдерского обеспечения работ при пользовании недрами;

- выработка рекомендаций по основным направлениям и путям

комплексного решения проблем в области маркшейдерского обеспечения работ при пользовании недрами по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере деятельности Организации;

- организация (при необходимости) научной экспертизы проектной документации на производство маркшейдерских работ, проектов нормативно- правовых актов в части, касающейся вопросов, относящихся к сфере деятельности Организации;

- содействие внедрению новейших достижений науки и техники, передового опыта в практику деятельности по маркшейдерскому обеспечению работ, связанных с пользованием недрами;

- содействие объединению творческих сил специалистов в области маркшейдерии, в целях повышения качества работ при недропользовании;

- содействие развитию профессиональных и творческих связей между горнодобывающими регионами, обмену передовым опытом в области маркшейдерии и геометрии недр, информации о практическом опыте и научных достижениях в Российской Федерации и за рубежом;

- содействие совершенствованию подготовки и повышения квалификации маркшейдерских кадров;

- содействие разработке и внедрению новых методов и технических средств ведения маркшейдерских работ.

2.2. НТС СМР в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

- проводит обсуждение основных направлений научной деятельности в маркшейдерии и научно-технических проблем;

- рассматривает предложения по формированию перечня научно-технических разработок, рекомендуемых для внедрения горно- и нефтегазодобывающими организациями;

- рассматривает предложения по изучению и внедрению передового отечественного и зарубежного опыта;

- проводит экспертную оценку проектной документации на производство маркшейдерских работ, проектов нормативно- правовых актов;

- участвует в повышении квалификации маркшейдерских кадров;

- осуществляет вопросы научного сопровождения работ по совершенствованию нормативно-правовых документов;

- осуществляет антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов в сфере недропользования;

- участвует в международном сотрудничестве маркшейдерских организаций.

СОСТАВ И СТРУКТУРА НТС СМР

3.1. НТС СМР формируется из членов Союза маркшейдеров России, квалифицированных специалистов маркшейдерских служб горно- и нефтегазодобывающих организаций, федеральных органов исполнительной власти, научных, экспертных, проектных и образовательных учреждений, представителей заинтересованных сторонних организаций.

3.2. НТС СМР состоит из председателя НТС, заместителя председателя, ученого секретаря и членов НТС СМР.

Председатель, ученый секретарь и члены НТС СМР принимают участие в работе НТС на общественных началах.

3.4. Определение численности НТС СМР и его персонального состава осуществляется решениями Центрального Совета ООО «Союз маркшейдеров России».

Состав НТС СМР пересматривается по мере необходимости, в том числе и на принципах ротации кадров.

3.5. На заседания НТС СМР могут приглашаться представители сторонних организаций для обсуждения и последующего решения вопросов, возникающих при осуществлении научно-технической деятельности Организации.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НТС СМР

4.1. Деятельность НТС СМР осуществляется в соответствии с годовыми планами работы путем обсуждения вопросов на заседаниях НТС СМР.

Годовой план работы НТС СМР включает в себя тематику, сроки и сведения об ответственных за организацию проведения заседаний НТС.

4.2. Годовые планы работ НТС СМР формируются на основе предложений Центрального Совета СМР и советов территориальных отделений.

4.3. Подготовку годового плана работы НТС осуществляет ученый секретарь НТС во взаимодействии с членами НТС.

4.4. Проект плана НТС СМР утверждаются председателем НТС.

4.5. Количество заседаний и их периодичность не регламентируются. Заседания НТС СМР проводятся в соответствии с планом работы. По мере необходимости проводятся внеочередные заседания НТС СМР.

4.6. Заседания НТС проводятся председателем либо по его поручению заместителем председателя. В отдельных случаях могут проводиться выездные заседания НТС.

4.7. Решения Совета носят рекомендательный характер.

4.8. Решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины членов НТС СМР, присутствующих на заседании.

4.9. Решения НТС СМР, закрепленные протоколом заседания НТС, рассылаются всем заинтересованным территориальным отделениям Организации, а также в заинтересованные маркшейдерские организации для информации и принятия мер.

4.10. В случае необходимости по согласованию с председателем НТС материалы заседаний могут быть направлены в средства массовой информации или размещены на интернет-сайте Организации.

4.11 Расходы, связанные с деятельностью НТС, предусматриваются в общей смете расходов Общероссийской общественной организации «Союз маркшейдеров России».

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

5.1 Члены НТС СМР имеют право:

принимать решения, подготавливать предложения и рекомендации по вопросам, относящимся к компетенции НТС, в том числе направленным на повышение роли и эффективности обеспечения деятельности Союза маркшейдеров России и вносить их на рассмотрение Центрального Совета СМР;

организовывать в установленном порядке проведение экспертизы научно-технической продукции по вопросам, входящим в компетенцию НТС;

осуществлять контроль над выполнением решений, принятых НТС СМР;

вести самостоятельную переписку по вопросам, входящим в компетенцию НТС.

5.2. Председатель НТС СМР:

осуществляет общее руководство и координацию деятельности НТС, ведет заседание НТС;

осуществляет общий контроль за выполнением годового плана работы НТС, исполнением решений НТС;

утверждает годовой план работы НТС;

подписывает протоколы заседаний НТС;

обеспечивает необходимые условия для коллективного обсуждения и решения вопросов, внесенных на рассмотрение НТС.

5.3. Ученый секретарь НТС:

составляет на основе предложений членов НТС, Центрального Совета и членов СМР проект годового плана работы НТС;

обеспечивает своевременную и качественную подготовку вопросов, рассматриваемых на заседаниях НТС;

оформляет протоколы заседаний и решений НТС, обеспечивает их рассылку, в случае необходимости, заинтересованным сторонним организациям;

информирует членов НТС и других заинтересованных лиц о времени и месте проведения заседаний;

контролирует исполнение решений НТС;

подготавливает проекты писем и документов, выполняет другие поручения председателя и заместителя председателя НТС, связанные с деятельностью НТС.

5.3. Члены НТС СМР обязаны:

присутствовать на заседаниях, активно участвовать в их работе;

выполнять поручения руководства НТС по вопросам деятельности НТС;

выступать по поручению руководства НТС с докладами, сообщениями;

качественно и в срок выполнять решения НТС СМР, поручения председателя по подготовке вопросов к заседанию НТС СМР.

Исполнительный директор

ООО «Союз маркшейдеров России                                                                                           В.В. Грицков

Комитет по безопасности в промышленности и энергосбережению

Российский союз товаропроизводителейПри Российском союзе товаропроизводителей создан Комитет по безопасности в промышленности и энергосбережению. В состав Комитета вошли высококвалифицированные ведущие специалисты министерств, ведомств и организаций, занимающиеся вопросами безопасности в промышленности и энергосбережения.

Подробнее: Комитет по безопасности в промышленности и энергосбережению

О прохождении производственной практики

ООО «Союз маркшейдеров России» обращается к главным маркшейдерам горно- и нефтегазодобывающих организаций с просьбой оказать содействие в проведении производственной  практики  студентов 3 и 5 курсов специальности «Маркшейдерское дело» Московского государственного горного университета (МГГУ) в целях подготовки квалифицированных маркшейдеров.

Подробнее: О прохождении производственной практики

Проект постановления Правительства РФ (ред. 17.02.2012)

Проект постановления Правительства РФ (ред. 17.02.2012)


Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование»

Настоящий проект постановления Правительства Российской Федерации подготовлен в целях реализации Федерального закона от 18.07.2011 № 222-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 8.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".

Так, в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации «О недрах» (в редакции указанного Федерального закона) в целях обеспечения полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр границы участка недр, предоставленного в пользование, могут быть изменены. Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В целях реализации указанной нормы подготовлен настоящий проект постановления.

Данным проектом предлагается определить органы, осуществляющие установление и изменение границ участков недр, предоставленных в пользование для геологического изучения с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых и (или) разведки и добычи полезных ископаемых.

Таковыми органами являются: Федеральное агентство по недропользованию или его территориальные органы, а по участкам недр местного значения – уполномоченный орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Проект постановления определяет, что границы участка недр, предоставляемого в пользование, должны иметь географические координаты. При этом в границах участка недр, предоставляемого в пользование с правом добычи полезных ископаемых, указывается также его верхняя и нижняя граница в контуре месторождения полезного ископаемого. В лицензии на пользование недрами по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, предоставляемых в пользование, указываются площадь морского дна с географическими координатами ее границ и глубины недр.

Уполномоченные органы при определении границ участка недр, предоставляемого в пользование, учитывают данные геологической и иной информации о недрах, государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (в случае, если такая экспертиза проводилась), границы особо охраняемых природных территорий, режим которых не позволяет осуществлять пользование недрами, предложения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а также Федерального агентства по рыболовству (в случае определения границ участка недр федерального значения, расположенного во внутренних морских водах, в территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации). Границы участка недр, предоставляемого в пользование для добычи подземных вод, устанавливаются с учетом границ зон санитарной охраны строгого режима, контуров размещения проектных водозаборных сооружений.

В проекте постановления уточняется (исходя из анализа положений статьи 7 Закона Российской Федерации «О недрах»), что изменение границ участка недр, предоставленного в пользование, осуществляется как в сторону его увеличения, так в сторону его уменьшения в любом пространственном направлении (по площади и глубине).

В целях рационального использования и охраны недр в проекте постановления предусмотрены следующие случаи изменения границ участков недр, предоставленных в пользование:

1) в случае исправления в лицензии и (или) ее неотъемлемых составных частях технической ошибки;

2) в случае наличия технологических потребностей расширения границ участка недр, предоставленного в пользование, без прироста запасов полезных ископаемых (учет границ безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуров предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов);

3) в случае, если имеющаяся геологическая и иная информация о недрах, свидетельствует о том, что поставленные на государственный баланс запасы полезных ископаемых на нижележащей части недр за пределами участка недр, предоставленного в пользование, являются частью месторождения полезного ископаемого;

4) в случае, если имеющаяся геологическая и иная информация о недрах, свидетельствует о том, что поставленные на государственный баланс запасы полезных ископаемых за пределами участка недр, предоставленного в пользование, за исключением нижележащей части недр, являются частью месторождения полезного ископаемого;

5) в случае, если имеющая геологическая и иная информация о недрах, свидетельствует о том, что выявленное в процессе геологического изучения месторождение полезных ископаемых выходит за границы участка недр, предоставленного в пользование для геологического изучения с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых;

6) в случае изменения границ участка недр, предоставленного в пользование, в сторону его уменьшения.

При этом проектом постановления предусмотрено, что изменение границ участка недр, предоставленного в пользование, осуществляется однократно, за исключением изменения границ участка недр в сторону его уменьшения и исправления технической ошибки в виде описки или опечатки, во избежание случаев злоупотребления, и только в том случае, если на дату подачи заявки с просьбой об изменении границ участка недр, предлагаемая к включению в границы часть недр является сопредельной предоставленному в пользование участку недр, и в отношении нее не принято в установленном порядке решение о проведении конкурса или аукциона на право пользования участками недр или предоставления в пользование для иных видов пользования недрами.

В настоящее время Порядком рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения), утвержденным приказом МПР России от 15.03.2005 № 61, предусмотрена возможность получения права пользования недрами для целей геологического изучения нижележащих горизонтов разрабатываемых месторождений полезных ископаемых на основании заявок заинтересованных лиц без включения таких участков недр в программы и перечни объектов. Однако, как правило, изучаемый нижележащий участок недр содержит не новый объект, а продолжение вышележащего месторождения. В связи с этим получить изученный нижележащий участок недр для разведки и добычи по факту открытия недропользователь не может, что приводит к отсутствию стимула недропользователей осуществлять изучение нижележащих горизонтов. Соответственно, государство не получает геологическую информацию о недрах на той глубине, которая доступна для геологического изучения и освоения, а также налоги и платежи за пользование этой части недр.

В целях стимулирования пользователей недр осуществлять геологическое изучение нижележащих горизонтов, постановку запасов полезных ископаемых на государственный баланс проектом постановления и разработку нижележащих горизонтов, предусмотрено, что границы участка недр, предоставленного в пользование, изменяются с учетом включения в них всего объема запасов полезных ископаемых, поставленных на государственный баланс на нижележащей части недр. При этом должно соблюдаться условие, подтверждаемое геологической информацией о недрах, о том, что такие запасы являются частью вышерасположенного месторождения полезного ископаемого.

В случае, если предлагаемая к включению в границы этого участка часть недр не является нижележащей и не содержит запасов полезных ископаемых, учитываемых за недропользователем, то изменение границ участка недр возможно при условии, что в границы участка недр войдет весь объем запасов полезных ископаемых, поставленных на государственный баланс запасов полезных ископаемых за пределами участка недр, предоставленного в пользование, при условии, что такие запасы являются частью месторождения полезного ископаемого, расположенного на предоставленном в пользование участке недр и объем всех присоединяемых запасов полезных ископаемых не превышает 20 % от количества запасов полезных ископаемых данного месторождения, которые были поставлены на государственный баланс до даты подачи пользователем недр заявки на изменение границ участка недр, предоставленного в пользование. В случае, если за границами участка недр, предоставленного в пользование, государственным балансом запасов полезных ископаемых учтено более 20 % запасов полезных ископаемых от количества запасов полезных ископаемых, которые учтены государственным балансом до обращения за изменением границ находящегося в пользовании участка недр, то часть месторождения, содержащая данные запасы, подлежит предоставлению в пользование по основаниям, установленным статьей 10.1 Закона Российской Федерации «О недрах». Данный критерий размера примыкающего участка недр необходим с целью отнесения участка недр либо к самостоятельному объекту права пользования недрами, который в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» будет предоставлен в установленном порядке, либо к участку недр, который по величине запасов полезных ископаемых не является самостоятельным объектом права пользования недрами, и в связи с этим может быть прирезан к основному участку недр, предоставленному в пользование.

В целях рационального пользования недрами проектом постановления предлагается установить, что изменение границ участка недр, предоставленного в пользование, в сторону его уменьшения осуществляется на основании геологической информации, содержащейся в геологическом отчете организации, выполненном по завершении геологического изучения недр на всем участке недр, предоставленном в пользование. При этом не допускается изменение границ участка недр, предоставленного в пользование, в сторону его уменьшения в случае, если на части участка недр, от которой предполагается отказаться, имеются прошедшие в установленном порядке государственную экспертизу запасы тех полезных ископаемых, которые указаны в лицензии на пользование недрами.

Проектом постановления определяется, что при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, осуществляется внесение соответствующих изменений в лицензию на пользование недрами.

Принятие настоящего проекта постановления Правительства Российской Федерации не потребует дополнительных и иных расходов федерального бюджета.

Реализация настоящего проекта постановления будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти в пределах. установленных Правительством Российской Федерации численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов и бюджетных ассигнований, предусмотренных данным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Реализация настоящего проекта постановления будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах численности и оплаты труда, предусмотренной в соответствующем бюджете субъекта Российской Федерации на исполнение их функций.