ГОРНОЕ ДЕЛО

Информационно-аналитический портал для горняков

Роль минерально-сырьевых ресурсов в экономике России и положение Российской Федерации в мировом минерально-сырьевом комплексе

Доля России в мировых запасах и добыче полезных ископаемых в 2009 г., %Россия благодаря богатству своих недр играет в мире заметную роль как поставщик минерального сырья. Практически все известные в мире полезные ископаемые в том или ином количестве имеются в ее недрах, по многим из них страна входит в число крупных мировых держателей запасов и является крупным продуцентом ряда видов сырьевой продукции.

Подробнее: Роль минерально-сырьевых ресурсов в экономике России и положение Российской Федерации в мировом...

Положение о научно-техническом совете

Утверждено Центральным и

Научно-техническим советами

ООО «Союз маркшейдеров России

24.12.2009 протокол № 6

ПОЛОЖЕНИЕ

О НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

Общероссийской общественной организации

«Союз маркшейдеров России»

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Научно-технический совет Общероссийской общественной организации «Союз маркшейдеров России» - (далее НТС СМР) создается и действует как совещательный орган для рассмотрения основных вопросов научной и научно-технической деятельности Организации в соответствии с настоящим Положением.

1.2. Основные задачи НТС СМР определяются направлениями деятельности Союза маркшейдеров России.

1.3. Цель создания и работы НТС СМР – повышение качества маркшейдерских работ, эффективности использования минеральных ресурсов, охране недр и окружающей среды при разработке месторождений минерального сырья и других форм освоения недр на основе научно-технического прогресса, и соблюдения государственных интересов и законодательства о недрах Российской Федерации.

1.4. НТС СМР является постоянно действующим совещательным и экспертно-консультативным органом Союза маркшейдеров России для рассмотрения и выработки рекомендаций по особо сложным проблемам научно-технической политики, отнесенным к компетенции организации.

1.5. НТС СМР в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Ростехнадзора и настоящим Положением.

1.6. НТС СМР осуществляет свою деятельность в установленном настоящим Положением порядке во взаимодействии с территориальными органами Организации и заинтересованными маркшейдерскими организациями.

1.7. Заседания НТС СМР протоколируются, а протоколы сдаются в архив и хранятся постоянно.

1.8. Работа НТС СМР осуществляется в соответствии с планом, утвержденным председателем НТС СМР.

ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

2.1. Основными задачами НТС СМР является:

- определение приоритетных и перспективных направлений научно-технической политики Организации, способствующих повышению эффективности инновационной деятельности и ускорению научно-технического прогресса в области маркшейдерского обеспечения работ при пользовании недрами;

- выработка рекомендаций по основным направлениям и путям

комплексного решения проблем в области маркшейдерского обеспечения работ при пользовании недрами по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере деятельности Организации;

- организация (при необходимости) научной экспертизы проектной документации на производство маркшейдерских работ, проектов нормативно- правовых актов в части, касающейся вопросов, относящихся к сфере деятельности Организации;

- содействие внедрению новейших достижений науки и техники, передового опыта в практику деятельности по маркшейдерскому обеспечению работ, связанных с пользованием недрами;

- содействие объединению творческих сил специалистов в области маркшейдерии, в целях повышения качества работ при недропользовании;

- содействие развитию профессиональных и творческих связей между горнодобывающими регионами, обмену передовым опытом в области маркшейдерии и геометрии недр, информации о практическом опыте и научных достижениях в Российской Федерации и за рубежом;

- содействие совершенствованию подготовки и повышения квалификации маркшейдерских кадров;

- содействие разработке и внедрению новых методов и технических средств ведения маркшейдерских работ.

2.2. НТС СМР в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

- проводит обсуждение основных направлений научной деятельности в маркшейдерии и научно-технических проблем;

- рассматривает предложения по формированию перечня научно-технических разработок, рекомендуемых для внедрения горно- и нефтегазодобывающими организациями;

- рассматривает предложения по изучению и внедрению передового отечественного и зарубежного опыта;

- проводит экспертную оценку проектной документации на производство маркшейдерских работ, проектов нормативно- правовых актов;

- участвует в повышении квалификации маркшейдерских кадров;

- осуществляет вопросы научного сопровождения работ по совершенствованию нормативно-правовых документов;

- осуществляет антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов в сфере недропользования;

- участвует в международном сотрудничестве маркшейдерских организаций.

СОСТАВ И СТРУКТУРА НТС СМР

3.1. НТС СМР формируется из членов Союза маркшейдеров России, квалифицированных специалистов маркшейдерских служб горно- и нефтегазодобывающих организаций, федеральных органов исполнительной власти, научных, экспертных, проектных и образовательных учреждений, представителей заинтересованных сторонних организаций.

3.2. НТС СМР состоит из председателя НТС, заместителя председателя, ученого секретаря и членов НТС СМР.

Председатель, ученый секретарь и члены НТС СМР принимают участие в работе НТС на общественных началах.

3.4. Определение численности НТС СМР и его персонального состава осуществляется решениями Центрального Совета ООО «Союз маркшейдеров России».

Состав НТС СМР пересматривается по мере необходимости, в том числе и на принципах ротации кадров.

3.5. На заседания НТС СМР могут приглашаться представители сторонних организаций для обсуждения и последующего решения вопросов, возникающих при осуществлении научно-технической деятельности Организации.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НТС СМР

4.1. Деятельность НТС СМР осуществляется в соответствии с годовыми планами работы путем обсуждения вопросов на заседаниях НТС СМР.

Годовой план работы НТС СМР включает в себя тематику, сроки и сведения об ответственных за организацию проведения заседаний НТС.

4.2. Годовые планы работ НТС СМР формируются на основе предложений Центрального Совета СМР и советов территориальных отделений.

4.3. Подготовку годового плана работы НТС осуществляет ученый секретарь НТС во взаимодействии с членами НТС.

4.4. Проект плана НТС СМР утверждаются председателем НТС.

4.5. Количество заседаний и их периодичность не регламентируются. Заседания НТС СМР проводятся в соответствии с планом работы. По мере необходимости проводятся внеочередные заседания НТС СМР.

4.6. Заседания НТС проводятся председателем либо по его поручению заместителем председателя. В отдельных случаях могут проводиться выездные заседания НТС.

4.7. Решения Совета носят рекомендательный характер.

4.8. Решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины членов НТС СМР, присутствующих на заседании.

4.9. Решения НТС СМР, закрепленные протоколом заседания НТС, рассылаются всем заинтересованным территориальным отделениям Организации, а также в заинтересованные маркшейдерские организации для информации и принятия мер.

4.10. В случае необходимости по согласованию с председателем НТС материалы заседаний могут быть направлены в средства массовой информации или размещены на интернет-сайте Организации.

4.11 Расходы, связанные с деятельностью НТС, предусматриваются в общей смете расходов Общероссийской общественной организации «Союз маркшейдеров России».

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

5.1 Члены НТС СМР имеют право:

принимать решения, подготавливать предложения и рекомендации по вопросам, относящимся к компетенции НТС, в том числе направленным на повышение роли и эффективности обеспечения деятельности Союза маркшейдеров России и вносить их на рассмотрение Центрального Совета СМР;

организовывать в установленном порядке проведение экспертизы научно-технической продукции по вопросам, входящим в компетенцию НТС;

осуществлять контроль над выполнением решений, принятых НТС СМР;

вести самостоятельную переписку по вопросам, входящим в компетенцию НТС.

5.2. Председатель НТС СМР:

осуществляет общее руководство и координацию деятельности НТС, ведет заседание НТС;

осуществляет общий контроль за выполнением годового плана работы НТС, исполнением решений НТС;

утверждает годовой план работы НТС;

подписывает протоколы заседаний НТС;

обеспечивает необходимые условия для коллективного обсуждения и решения вопросов, внесенных на рассмотрение НТС.

5.3. Ученый секретарь НТС:

составляет на основе предложений членов НТС, Центрального Совета и членов СМР проект годового плана работы НТС;

обеспечивает своевременную и качественную подготовку вопросов, рассматриваемых на заседаниях НТС;

оформляет протоколы заседаний и решений НТС, обеспечивает их рассылку, в случае необходимости, заинтересованным сторонним организациям;

информирует членов НТС и других заинтересованных лиц о времени и месте проведения заседаний;

контролирует исполнение решений НТС;

подготавливает проекты писем и документов, выполняет другие поручения председателя и заместителя председателя НТС, связанные с деятельностью НТС.

5.3. Члены НТС СМР обязаны:

присутствовать на заседаниях, активно участвовать в их работе;

выполнять поручения руководства НТС по вопросам деятельности НТС;

выступать по поручению руководства НТС с докладами, сообщениями;

качественно и в срок выполнять решения НТС СМР, поручения председателя по подготовке вопросов к заседанию НТС СМР.

Исполнительный директор

ООО «Союз маркшейдеров России                                                                                           В.В. Грицков

Комитет по безопасности в промышленности и энергосбережению

Российский союз товаропроизводителейПри Российском союзе товаропроизводителей создан Комитет по безопасности в промышленности и энергосбережению. В состав Комитета вошли высококвалифицированные ведущие специалисты министерств, ведомств и организаций, занимающиеся вопросами безопасности в промышленности и энергосбережения.

Подробнее: Комитет по безопасности в промышленности и энергосбережению

О прохождении производственной практики

ООО «Союз маркшейдеров России» обращается к главным маркшейдерам горно- и нефтегазодобывающих организаций с просьбой оказать содействие в проведении производственной  практики  студентов 3 и 5 курсов специальности «Маркшейдерское дело» Московского государственного горного университета (МГГУ) в целях подготовки квалифицированных маркшейдеров.

Подробнее: О прохождении производственной практики

Проект постановления Правительства РФ (ред. 17.02.2012)

Проект постановления Правительства РФ (ред. 17.02.2012)


Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование»

Настоящий проект постановления Правительства Российской Федерации подготовлен в целях реализации Федерального закона от 18.07.2011 № 222-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 8.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".

Так, в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации «О недрах» (в редакции указанного Федерального закона) в целях обеспечения полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр границы участка недр, предоставленного в пользование, могут быть изменены. Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В целях реализации указанной нормы подготовлен настоящий проект постановления.

Данным проектом предлагается определить органы, осуществляющие установление и изменение границ участков недр, предоставленных в пользование для геологического изучения с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых и (или) разведки и добычи полезных ископаемых.

Таковыми органами являются: Федеральное агентство по недропользованию или его территориальные органы, а по участкам недр местного значения – уполномоченный орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Проект постановления определяет, что границы участка недр, предоставляемого в пользование, должны иметь географические координаты. При этом в границах участка недр, предоставляемого в пользование с правом добычи полезных ископаемых, указывается также его верхняя и нижняя граница в контуре месторождения полезного ископаемого. В лицензии на пользование недрами по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, предоставляемых в пользование, указываются площадь морского дна с географическими координатами ее границ и глубины недр.

Уполномоченные органы при определении границ участка недр, предоставляемого в пользование, учитывают данные геологической и иной информации о недрах, государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (в случае, если такая экспертиза проводилась), границы особо охраняемых природных территорий, режим которых не позволяет осуществлять пользование недрами, предложения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а также Федерального агентства по рыболовству (в случае определения границ участка недр федерального значения, расположенного во внутренних морских водах, в территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации). Границы участка недр, предоставляемого в пользование для добычи подземных вод, устанавливаются с учетом границ зон санитарной охраны строгого режима, контуров размещения проектных водозаборных сооружений.

В проекте постановления уточняется (исходя из анализа положений статьи 7 Закона Российской Федерации «О недрах»), что изменение границ участка недр, предоставленного в пользование, осуществляется как в сторону его увеличения, так в сторону его уменьшения в любом пространственном направлении (по площади и глубине).

В целях рационального использования и охраны недр в проекте постановления предусмотрены следующие случаи изменения границ участков недр, предоставленных в пользование:

1) в случае исправления в лицензии и (или) ее неотъемлемых составных частях технической ошибки;

2) в случае наличия технологических потребностей расширения границ участка недр, предоставленного в пользование, без прироста запасов полезных ископаемых (учет границ безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуров предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов);

3) в случае, если имеющаяся геологическая и иная информация о недрах, свидетельствует о том, что поставленные на государственный баланс запасы полезных ископаемых на нижележащей части недр за пределами участка недр, предоставленного в пользование, являются частью месторождения полезного ископаемого;

4) в случае, если имеющаяся геологическая и иная информация о недрах, свидетельствует о том, что поставленные на государственный баланс запасы полезных ископаемых за пределами участка недр, предоставленного в пользование, за исключением нижележащей части недр, являются частью месторождения полезного ископаемого;

5) в случае, если имеющая геологическая и иная информация о недрах, свидетельствует о том, что выявленное в процессе геологического изучения месторождение полезных ископаемых выходит за границы участка недр, предоставленного в пользование для геологического изучения с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых;

6) в случае изменения границ участка недр, предоставленного в пользование, в сторону его уменьшения.

При этом проектом постановления предусмотрено, что изменение границ участка недр, предоставленного в пользование, осуществляется однократно, за исключением изменения границ участка недр в сторону его уменьшения и исправления технической ошибки в виде описки или опечатки, во избежание случаев злоупотребления, и только в том случае, если на дату подачи заявки с просьбой об изменении границ участка недр, предлагаемая к включению в границы часть недр является сопредельной предоставленному в пользование участку недр, и в отношении нее не принято в установленном порядке решение о проведении конкурса или аукциона на право пользования участками недр или предоставления в пользование для иных видов пользования недрами.

В настоящее время Порядком рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения), утвержденным приказом МПР России от 15.03.2005 № 61, предусмотрена возможность получения права пользования недрами для целей геологического изучения нижележащих горизонтов разрабатываемых месторождений полезных ископаемых на основании заявок заинтересованных лиц без включения таких участков недр в программы и перечни объектов. Однако, как правило, изучаемый нижележащий участок недр содержит не новый объект, а продолжение вышележащего месторождения. В связи с этим получить изученный нижележащий участок недр для разведки и добычи по факту открытия недропользователь не может, что приводит к отсутствию стимула недропользователей осуществлять изучение нижележащих горизонтов. Соответственно, государство не получает геологическую информацию о недрах на той глубине, которая доступна для геологического изучения и освоения, а также налоги и платежи за пользование этой части недр.

В целях стимулирования пользователей недр осуществлять геологическое изучение нижележащих горизонтов, постановку запасов полезных ископаемых на государственный баланс проектом постановления и разработку нижележащих горизонтов, предусмотрено, что границы участка недр, предоставленного в пользование, изменяются с учетом включения в них всего объема запасов полезных ископаемых, поставленных на государственный баланс на нижележащей части недр. При этом должно соблюдаться условие, подтверждаемое геологической информацией о недрах, о том, что такие запасы являются частью вышерасположенного месторождения полезного ископаемого.

В случае, если предлагаемая к включению в границы этого участка часть недр не является нижележащей и не содержит запасов полезных ископаемых, учитываемых за недропользователем, то изменение границ участка недр возможно при условии, что в границы участка недр войдет весь объем запасов полезных ископаемых, поставленных на государственный баланс запасов полезных ископаемых за пределами участка недр, предоставленного в пользование, при условии, что такие запасы являются частью месторождения полезного ископаемого, расположенного на предоставленном в пользование участке недр и объем всех присоединяемых запасов полезных ископаемых не превышает 20 % от количества запасов полезных ископаемых данного месторождения, которые были поставлены на государственный баланс до даты подачи пользователем недр заявки на изменение границ участка недр, предоставленного в пользование. В случае, если за границами участка недр, предоставленного в пользование, государственным балансом запасов полезных ископаемых учтено более 20 % запасов полезных ископаемых от количества запасов полезных ископаемых, которые учтены государственным балансом до обращения за изменением границ находящегося в пользовании участка недр, то часть месторождения, содержащая данные запасы, подлежит предоставлению в пользование по основаниям, установленным статьей 10.1 Закона Российской Федерации «О недрах». Данный критерий размера примыкающего участка недр необходим с целью отнесения участка недр либо к самостоятельному объекту права пользования недрами, который в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» будет предоставлен в установленном порядке, либо к участку недр, который по величине запасов полезных ископаемых не является самостоятельным объектом права пользования недрами, и в связи с этим может быть прирезан к основному участку недр, предоставленному в пользование.

В целях рационального пользования недрами проектом постановления предлагается установить, что изменение границ участка недр, предоставленного в пользование, в сторону его уменьшения осуществляется на основании геологической информации, содержащейся в геологическом отчете организации, выполненном по завершении геологического изучения недр на всем участке недр, предоставленном в пользование. При этом не допускается изменение границ участка недр, предоставленного в пользование, в сторону его уменьшения в случае, если на части участка недр, от которой предполагается отказаться, имеются прошедшие в установленном порядке государственную экспертизу запасы тех полезных ископаемых, которые указаны в лицензии на пользование недрами.

Проектом постановления определяется, что при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, осуществляется внесение соответствующих изменений в лицензию на пользование недрами.

Принятие настоящего проекта постановления Правительства Российской Федерации не потребует дополнительных и иных расходов федерального бюджета.

Реализация настоящего проекта постановления будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти в пределах. установленных Правительством Российской Федерации численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов и бюджетных ассигнований, предусмотренных данным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Реализация настоящего проекта постановления будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах численности и оплаты труда, предусмотренной в соответствующем бюджете субъекта Российской Федерации на исполнение их функций.

Основные тенденции развития мирового минерально–сырьевого комплекса

(По материалам Государственного доклада Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации)

Основные тенденции развития мирового  минерально–сырьевого комплексаРазвитие мировой экономики характеризуется прогрессирующим увеличением потребления минерально-сырьевых ресурсов. За последние 35 лет в мире использовано 80-85% добытых за весь исторический период нефти и газа. Только с 1974 г. по 2007 г. потребление энергоносителей в мире удвоилось; использование других видов минерального сырья выросло в три-пять и более раз.

Подробнее: Основные тенденции развития мирового минерально–сырьевого комплекса

Письмо в Правительство РФ

Уважаемый Владимир Владимирович!


07.12.2011 НП «СРГП «Горное дело» в целях совершенствования системы государственного управления в сфере недропользования направило Вам на рассмотрение письмо исх. № 04-02/197 от 06.12.2011 «Об уточнении границ горных отводов».
НП «СРГП «Горное дело» аккредитовано в Министерстве юстиции Российской Федерации в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность (свидетельство об аккредитации от 10.12.2010 № 1005). В рамках экспертной деятельности НП «СРГП «Горное дело» подготовлено Заключение на проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование».
Направляем Вам данное Заключение в дополнение к ранее направленному письму «Об уточнении границ горных отводов».
Приложение на 7 л. в 1 экз.


Председатель Совета Партнёрства                                                    В.В. Грицков


Официальное письмо

Письмо в Минприроды Россиии

Уважаемый Денис Геннадьевич!


06.12.2011 на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации опубликован проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование».
НП «СРГП «Горное дело» аккредитовано в Министерстве юстиции Российской Федерации в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность (свидетельство об аккредитации от 10.12.2010 № 1005). В рамках экспертной деятельности НП «СРГП «Горное дело» подготовлено Заключение на данный проект постановления. В целях совершенствования системы государственного управления в сфере недропользования направляем Вам указанное Заключение.
Приложение на 6 л. в 1 экз.


Председатель Совета Партнёрства                                                           В.В. Грицков


Официальное письмо

Антикоррупционное заключение

Некоммерческое партнерство «Содействие развитию горной промышленности «Горное дело» аккредитовано в Министерстве юстиции Российской Федерации в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность (свидетельство об аккредитации от 10.12.2010 № 1005).
Аккредитация проведена в соответствии с приказом Министерства юстиции России № 92 от 31 марта 2009 г. «Об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность».
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и пунктом 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, проведена антикоррупционная экспертиза проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование» (далее - проект Порядка). Экспертиза проведена в целях выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений.
В представленном проекте Порядка выявлены следующие коррупциогенные факторы, которые прямо или косвенно могут послужить основой для проявления злоупотреблений при правоприменительной практике указанного выше документа.
1. В п. 3 проекта Порядка указаны органы, уполномочиваемые проектом Порядка на принятие решения об изменении границ участков недр. Данными органами по указанному пункту являются Правительство Российской Федерации, соответствующие органы субъекта Российской Федерации, Федеральное агентство по недропользованию. В соответствии с п. 3.6 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ) «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами», определение границ горных отводов осуществляется по согласованию с органами государственного горного надзора, а для добычи питьевых, минеральных вод и захоронения вредных веществ, отходов и сброса сточных вод в недра - с органами государственного экологического контроля и государственного санитарного надзора.
В соответствии с п. 1 Положения «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» органом государственного горного надзора является Ростехнадзор. Порядок изменения границ горных отводов сопряжён с проведением инженерных работ особой сложности. Определение границ горных отводов является одним из видов маркшейдерских работ, в соответствии с п. 3 Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2006 N 392 «О лицензировании производства маркшейдерских работ», органом осуществляющим лицензирование производства маркшейдерских работ является Ростехнадзор. В связи с чем в п. 3 проекта Порядка закреплено необоснованное сужение установленного круга государственных органов, осуществляющих регулирование в данной сфере.
Таким образом, в указанной части проекта Порядка усматривается наличие коррупциогенного фактора, предусмотренного пп. а) п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 - широта дискреционных полномочий, а именно наличие дублирующих полномочий органов государственной власти, выраженных в осуществлении Федеральным агентством по недропользованию функций закреплённых за Ростехнадзором.
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагаем включить Ростехнадзор в круг государственных органов предусмотренных проектом Порядка для осуществления регулирования в области установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование.
2. В соответствии с пп. 4) ч. 1 п. 6 и пп. д) ч. 1 п. 9 проекта Порядка в случае, если имеющаяся геологическая и иная информация о недрах, свидетельствует о том, что поставленные на государственный баланс запасы полезных ископаемых за пределами участка недр, предоставленного в пользование, являются частью месторождения полезного ископаемого, допускается изменение границ участка недр, предоставленного в пользование в количестве не более 20 % запасов полезных ископаемых от количества запасов полезных ископаемых, которые были переданы пользователю недр при предоставлении права пользования участка недр, границы которого предполагается изменить.
Данное положение вводит 20 % критерий прирезки полезных ископаемых для любых участков недр, не учитывая различие масштабов предоставленных горных отводов. Недропользователи особо крупных участков недр, в рамках процедур, установленных проектом Порядка, имеют возможность получить участок недр, для получения которого обычно требуется участие в конкурсе или аукционе. Таким образом, проект Порядка вводит альтернативную процедуру получения участка недр, при этом требования ст. 10.1 и 11 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» не соблюдаются.
В указанном положении проекта Порядка усматриваются признаки коррупциогеных факторов, предусмотренные пп. з) п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 - отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагаем исключить 20 % критерий прирезки полезных ископаемых для особо крупных участков недр.
3. В пп. 18-35 проекта Порядка устанавливаются процедуры рассмотрения заявки, поданной в целях изменения границ горного отвода, предоставленного в пользование. Данные процедуры предусматривают прохождение нескольких этапов: от Федерального агентства по недропользованию к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации и др., затем снова в Федеральное агентство по недропользованию, где создаётся комиссия по рассмотрению заявки. Общий срок всех процедур может доходить до 120 дней по участкам недр федерального значения и до 157 дней по остальным участкам. Данный порядок предусмотрен даже для тех случаев, когда заявка подаётся по причине технологических потребностей расширения границ участка недр, предоставленного в пользование, без прироста запасов полезных ископаемых.
Учитывая несоразмерную сложность установленных пп. 18-35 проекта Порядка административных процедур с теми потребностями недропользователей, по поводу которых эти процедуры установлены, в рассматриваемых нормах проекта Порядка усматриваются признаки коррупциогенных факторов, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям. Данные признаки предусмотрены пп. а) п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 - наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагаем изменить порядок рассмотрения заявки, поданной в целях изменения границ горного отвода, предоставленного в пользование. А именно, ввести дифференцированный подход к порядку рассмотрения заявок, в зависимости от причин в связи с которыми возникает необходимость изменения границ горного отвода. Установить классификатор процедур рассмотрения заявок в зависимости от величины и значимости участка недр. Оставить предусмотренную проектом Порядка процедуру рассмотрения заявок для особо крупных месторождений. Упростить процедуру рассмотрения заявок для мелких и средних месторождений, а также по причинам связанным с малозначительными изменениями границ горных отводов. Передать функции по рассмотрению таких заявок Ростехнадзору.
ВЫВОДЫ
Экспертиза проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование» показала наличие положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
В целях предотвращения включения в проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование» положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, предлагаем учесть замечания и предложения, высказанные выше по тексту заключения.


Оригинал заключения

Коллективное письмо Правительству РФ

Об уточнении границ горных отводов

Минприроды России в целях реализации Федерального закона от 18.07.2011 № 222-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и статью 8.2 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» подготовило проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование».

Подробнее: Коллективное письмо Правительству РФ