О создании Горного управления
- Подробности
- Категория: Новости
- Опубликовано 18 Апрель 2022
Всероссийская научно-практическая конференция «Промышленная безопасность при недропользовании и охрана недр»
24.05.2022 Кисловодск
Минерально-сырьевой комплекс является основой экономики России. Доходы от него, в первую очередь от добычи углеводородного сырья, составляют почти половину поступлений в федеральный бюджет, его продукция традиционно составляет более 80 % экспорта. С учётом интегрального экономического эффекта от задействованной на обслуживании комплекса промышленности, можно говорить о большей части ВВП страны.
Экономическое значение использования ресурсов недр закономерно обусловило сохранение государственной собственности на недра, государственного контроля за разработкой месторождений полезных ископаемых. При этом около 70% промышленных мощностей комплекса сосредоточено в государственных компаниях или компаниях с преобладанием государственного участия, что обуславливает прямую ответственность государства за его эффективность.
Крупные вертикально-интегрированные компании имеют возможности лоббирования своих интересов в государственных органах власти, хотя в текущей деятельности постоянно сталкиваются с трудно решаемыми даже для них проблемами в основном из-за несовершенства нормативного регулирования горных отношений, которое усугубляется снижением качества государственного управления, вызванное перманентным вымыванием из государственного аппарата специалистов высокой квалификации.
Отражением этой неблагополучной ситуации стало создание в горных компаниях специальных подразделений по взаимодействию с государственными органами власти. Средние и мелкие горные предприятия оказались в ещё более неблагоприятных условиях хозяйствования. Особенно тревожна ситуация из-за системного административного давления в ряде субъектов Российской Федерации в отношении добычи общераспространённых полезных ископаемых предприятиями, не аффилированными с властными структурами.
В советское время наряду с рядом горнодобывающих министерств имелись специализированные подразделения горного профиля в высшем звене управления экономикой страны – ЦК КПСС и Совете Министров СССР, соответствующих республиканских органах управления. Наличие гибкой, авторитетной и ответственной системы управления обеспечило динамичное развитие горных отраслей промышленности, что позволило вывести СССР в ряд ведущих мировых горнодобывающих держав.
Специализированные подразделения по недропользованию оказались утраченными не только в Администрации Президента Российской Федерации и в аппарате Правительства Российской Федерации, но и в ведущих министерствах, отвечающих за развитие промышленного потенциала, таких как Минэкономразвитие России и Минпромторг России.
В ведомствах минерально-сырьевого блока (Минприроды России, Роснедра, Росприроднадзор, Минэнерго России, Ростехнадзор) такие подразделения имеются, но в руководстве ведомств и подразделений практически отсутствуют лица, имеющие значительный производственный опыт по горным направлениям деятельности ведомств. Высококвалифицированные профессионалы, зачастую предпенсионного возраста, обычно имеются только на уровне специалистов. Их численность непрерывно снижается из-за низкого престижа государственной службы в силу ряда факторов, включая чрезвычайно низкий уровень оплаты труда, относительно аналогичных специалистов горных компаний.
При наличии многочисленных формальных кураторов реальное управление минерально-сырьевым комплексом на федеральном уровне отсутствует либо малоэффективно.
В настоящее время вопросы управления минерально-сырьевым комплексом распределены между четырьмя вице-премьерами:
Борисов Юрий Иванович курирует Мипромторг России, посредством чего отвечает за добычу негорючих твёрдых полезных ископаемых (добыча чёрных, цветных и драгоценных металлов, горнохимического сырья);
Новак Александр Валентинович курирует Минэнерго России, посредством чего отвечает за нефтегазодобывающую и угольную промышленность;
Абрамченко Виктория Валерьевна курирует Минприроды России, Роснедра и Росприроднадзор, посредством чего отвечает за геологоразведочную отрасль и вопросы лицензирования недропользования, проектирования разработки месторождений, соблюдения правил недропользования во всех отраслях горной промышленности;
Хуснуллин Марат Шакирзянович курирует Минстрой России, посредством чего отвечает за добычу строительных материалов, проектирования объектов капитального строительства во всех отраслях горной промышленности, курирует Ростехнадзор (в части строительного надзора), посредством чего отвечает за ввод в эксплуатацию всех горных производств.
При наличии двух заместителей, формально отвечающих за основную часть минерально-сырьевого комплекса, реальные рычаги управления в виде лицензирования недропользования, проектирования горных производств, контроля за строительством и разработкой месторождений, находятся у двух иных заместителей.
На практике особых коллизий из-за противоречивости принятой схемы управления не происходит ввиду отсутствия у всех заместителей рабочих команд из горных специалистов. В связи с этим они не имеют фактической возможности реализовывать какие-либо реальные функции по государственному управлению в горном комплексе. Их кураторство является декларативным и в лучшем случае формальные правовые полномочия могут быть использованы сохранившими команды специалистов ведомствами (Минприроды России и Минэнерго России) и крупными горнодобывающими компаниями.
В Минпромторге России и в Минстрое России специалисты горного профиля уже много лет как отсутствуют. Если Минстрой России может опираться на подведомственную Главгосэкспертизу, имеющую горное подразделение, тот под Минпромторгом России, формально обеспечивающем деятельность Борисова, ничего нет. Это обуславливает пассивность Борисова в минерально-сырьевом комплексе, который недавно передал из своих полномочий Новаку нефтегазовую и угольную отрасли. Между тем именно минерально-сырьевой комплекс ещё долго будет оставаться основой экономической безопасности России и проведение реальных экономических реформ невозможно без его использования в качестве локомотива. Все остальные отрасли перераспределяют созданные на базе недр денежные и материальные ресурсы.
Создавшееся положение привело к тому, что значительная часть горного бизнеса, особенно среднего и мелкого, брошена государством на произвол судьбы, несмотря на то, что он является источником сырья для иных отраслей промышленности, а для многих городов и поселений, особенно в удалённых от центра регионах, – градообразующим.
Большая часть нефтегазодобывающей отрасли сосредоточена в крупных вертикально-интегрированных компаниях, административный ресурсов которых сопоставим, а у некоторых превышает административный ресурс заместителей. Поэтому восстановление государственной системы поддержки горного бизнеса целесообразно начинать с предприятий по добыче твёрдых полезных ископаемых.
Для упорядочения вопросов государственного регулирования недропользования в формате обновляемой российской экономики, следует принять комплекс мер, направленных на резкое повышение эффективности горного бизнеса в целях развития всей отечественной промышленности. Для создания условий такого реформирования необходимым элементом является формирование в составе Правительства команды из профессионалов горного профиля высокого уровня. Условно можно назвать этот проект Горным управлением. Для методическо-аналитической поддержки деятельности Горного управления потребуется организация экспертно-аналитического центра, который взял бы на себя взаимодействие с существующими экспертными и научно-техническими центрами горного профиля.
Приоритетными направлениями деятельности Горного управления на начальном этапе могли бы стать запуск буксующей системы профессиональных квалификаций для подготовки кадров нового технического уровня для горной промышленности и совершенствование системы нормативного регулирования технологии производства горных работ, которая в целом не соответствует современному состоянию горного дела. Из-за отсутствия финансирования, развала отраслевой горной науки, до настоящего времени не удалось перевести нормативную базу горного дела советского периода на уровень, отвечающий амбициозным задачам технических и экономических прорывов. Подготовка кадров для горной промышленности в силу ряда причин также находится в плачевном состоянии, работа по разработке профессиональных стандартов парализована, высшая школа продолжает оставаться на уровне изучения технологий советского периода, сохранившихся только на отсталых горных предприятиях.
В связи с обострением политической ситуации и введением экономических санкций обострилась проблема импортзамещения. Бумаготворчества и пустопорожних призывов за последние годы в этом отношении было много, но реальная программа импортзамещения в минерально-сырьевом комплексе с государственным участием по сию пору отсутствует. Между тем, как в отношении применяемых программных продуктов, так и в отношении механизмов, машин, приборов и оборудования горные предприятия в основном используют импорт. Сокращение импортзависимости важный фактор в стабильности работы горных предприятий.
К таким же вызовам времени относится организация скорейшего восстановления и повышения эффективности горной промышленности Донецкой и Луганской народных республик, иных горнодобывающих регионов Украины, в случае их перехода под покровительство России. Комплексный подход в решении этих проблем способен снизить нагрузку на российский бюджет, предотвратить переход этих регионов в разряд нахлебников.
Сегодня из-за указанных негативных тенденций настойчивые предложения горной общественности к Правительству по развитию научно-технического сотрудничества с Донбассом и оказания ему технической помощи остаются невостребованными.
Потенциал горного комплекса недостаточно используется для решения транспортных проблем ряда регионов посредством строительства тоннелей. Особенно это актуально для основных федеральных курортов Крыма и Северного Кавказа. Проходка тоннелей через горные хребты обеспечила бы мощный импульс к развитию курортов, резко бы повысила их конкурентноспособность с заграничными курортами. В условиях политической нестабильности требуется прокладка тоннеля под Керченским проливом для более устойчивого сообщения с Крымом.
Имеется ряд иных проблем горного производства и конвертации горных технологий в смежные промышленные комплексы, требующих государственного участия, что обуславливает актуальность создания в составе Правительства Горного управления.
Председатель Совета НП «СРГП «Горное дело» В. В. Грицков