Заседание Комиссии при Президенте по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности
- Подробности
- Опубликовано 15 Февраль 2013
- Автор: Рязанцева М.И.
13 февраля 2013 года Владимир Владимирович Путин провёл очередное заседание Комиссии при Президенте по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности.
Одна из основных задач комиссии - координация деятельности органов власти всех уровней по развитию ТЭК, обеспечение промышленной, энергетической и экологической безопасности, рационального использования и эффективного воспроизводства минерально-сырьевой базы. Членами комиссии стали чиновники, руководители компаний отрасли, независимые эксперты.
В ходе заседания обсуждались вопросы текущего состояния и развития ресурсной базы, в том числе вопросы российского континентального шельфа, подготовки концепции государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности, экспортных поставок энергоносителей.
В. В. Путиным был поднят вопрос о снятии грифа секретности с данных по балансу запасов; активизации геологоразведочных работ в малоизученных, но перспективных районах; стимулировании развития месторождений с трудноизвлекаемыми запасами; диверсификации поставок российского газа на мировые рынки. Однако одним из ключевых вопросов, обсуждаемых на заседании, стала концепция государственного регулирования в области промышленной безопасности.
На заседании Комиссии с докладом выступили:
Попов А. П. - руководитель Федерального агентства по недропользованию. В своем докладе Александр Павлович обратился к вопросу действующей в России классификации запасов и ресурсов нефти и горючих газов, принятой в 1983 году, которая «отражает только количественную оценку балансовых запасов и ресурсов, но не отражает их качества, а это не даёт нам самого главного – возможности объективной оценки их стоимости, то есть возможности понять, какие запасы сегодня востребованы, а какие нет. Попытка внедрить экономические категории в классификацию запасов на практике была предпринята в 1997–2005 годах, но оказалась неудачной. Таким образом, учёт запасов по экономическим параметрам в России до сих пор отсутствует».
Руководитель Федерального агентства обратил внимание на необходимость снятия грифа секретности с данных по балансу запасов, в связи с тем, что «внутри страны информация о запасах – это государственная тайна, а за рубежом – уже давно нет».
Александр Павлович в заключении своего доклада выдвинул ряд предложений по повышению эффективности развития российской сырьевой базы:
1) ускорить ввод в действие новой классификации запасов и ресурсов полезных ископаемых, построенных на геолого-экономических принципах и позволяющие оценивать не только количество, но и качество сырьевой базы;
2) внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации № 210 от 2 апреля 2002 года, исключив из списка сведений, составляющих государственную тайну, данные о балансовых запасах месторождений полезных ископаемых;
3) ввести государственную экспертизу проектных документов на разработку месторождений с внесением соответствующих изменений в нормативную базу;
4) разработать и ввести в действие регламенты на проектирование и разработку месторождений полезных ископаемых, которые должны стать обязательными для исполнения;
5) организовать государственный мониторинг за разработкой месторождений углеводородного сырья и стратегических видов твёрдых полезных ископаемых;
6) провести актуализацию лицензионных соглашений в части закрепления обязательств недропользователя за проведением геологоразведочных работ, обеспечивающих перевод ресурсов категорий С3 и запасов категорий С2 в промышленные запасы, и дополнение условий лицензионных соглашений геологическими отводами с целью изучения нижележащих горизонтов;
7) активизировать геологоразведочные работы на нефть за счёт средств федерального бюджета, сконцентрировав их в малоизученных перспективных регионах страны,
8) В целях стимулирования поисково-разведочных бурений внести изменения в Градостроительный, Земельный и Лесной кодексы Российской Федерации, направленные на снятие административных барьеров при оформлении разрешительной и проектной документации на строительство параметрических, поисково-оценочных и разведочных скважин.
Сечин И. В. – глава ОАО «НК «Роснефть». В своем докладе руководитель нефтяной компании затронул проблему освоения российского континентального шельфа, где по предварительным оценкам находится свыше 80 трлн. кубических метров газа. Игорь Иванович отметил, что для реализации потенциала российского континентального шельфа и сохранения стратегической роли России как крупнейшего поставщика энергоресурсов в мире, необходимо рассмотреть «возможность либерализации экспорта СПГ, произведённого из газа, добываемого на месторождениях, расположенных частично или полностью в границах морских вод, территориального моря, на континентальном шельфе Российской Федерации ... а также применить к таким проектам меры налогового и таможенно-тарифного стимулирования».
Кутьин Н.Г. - руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. В своем докладе руководитель Ростехнадзора поднял вопрос о возможности «распознания предпосылки угроз промышленной безопасности» и эффективной борьбы над их устранением отметив, что «наиболее серьезные новации предусмотрены в проекте федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Данный закон в прошлом году принят в первом чтении, сейчас подготовлен во второе чтение, вчера был одобрен на заседании профильного комитета Государственной Думы». В упомянутом законе «вводятся уточнённые критерии идентификации опасных производственных объектов. Из их числа будут исключены непроизводственные объекты и объекты, безопасность которых обеспечивается иными формами регулирования», добавив, что объекты будут разделены на четыре класса опасности с учётом степени риска возникновения аварий, масштабов их возможных последствий. Предлагаемая классификация гармонизирована с подходами Европейского союза.
Глава Ростехнадзора отметил необходимость ужесточения ответственности компаний, осуществляющих экспертизу в сфере промышленной безопасности, в том числе с привлечением к ответственности самих экспертов, на что Владимир Владимирович ответил, что эти меры необходимы только в случае сознательного искажения экспертами какой-то информации, «потому что эксперты решения же не принимают. Принимают решения чиновники».
Конов Д. В. председатель правления, генеральный директор ООО «Сибур». В своем выступлении Дмитрий Владимирович отметил отсутствие ключевого момента в современной системе, действующей в России в сравнении с Советским Союзом, - отсутствие постоянного обновления и постоянной связи между разработкой нормативов и передовой практикой проектирования, что в своё время выполняли отраслевые научно-исследовательские институты.