Доклад XV съезда Союза старателей России
- Подробности
- Категория: Материалы заседаний, конференций
- Опубликовано 20 Февраль 2012
16 февраля 2012 г. г. Москва
Уважаемые участники съезда!
Прошло три года со дня проведения юбилейного XIV съезда Союза старателей России. Производство золота в России составляло в 2009 г. – 205,5 (добыча – 178,1 т), 2010 г.-201,6 т (добыча – 176,4 т), 2011 г.- 212,1 т (188,4), т.е. в 2011 г. производство и добыча составила самые большие объемы за всю историю России. Этому способствовали резкий рост цен на золото (2009 г.- 972 доллара за унцию, 2010 г.- 1224 доллара за унцию, рост – 26%, 2011 г. доходил до 1921 доллара за унцию, рост к 2010 г. 56,9 %). Напомню, что в 2001 г. цена на золото составляла 271 доллар за унцию. За эти годы рос удельный вес золота, добываемого из рудных месторождений – до 70%, россыпных – 30% (в 2003 г. – 50%/50%).
Рудные предприятия, при резко снижавшемся содержании золота в руде на открытых горных работах (1,5-2 г/т), резко увеличили добычу и переработку руды, исключение составила компания Кинросс на Чукотке, где среднее содержание золота составляло десятки грамм на тонну.
Компания «Полюс» в Красноярском крае достигла переработки 12 млн. т руды в год, компания «Петропавловск» в Амурской области – 8 млн. т руды, «Высочайший в Иркутской области 3,4 млн. т руды в год.
Первое место по добыче золота в 2011 г. занимает Красноярский край - тонн, второе место – Амурская область - 29,1 т (увеличение добычи золота в год на 46,4%).
Объем золота в золотовалютных резервах России на 01.01.2012 г. достиг 883 т (за год увеличился на 11,8%). За 2010 г. прирост составил 23,9% стоимость золота в резервах увеличилась за 2011 г. на 29,4% до 44,7 млрд. долларов, доля золота в резервах возросла до 9%.
Союз принял участие в и решении вопросов, препятствующих практической работы золотодобывающей промышленности.
В соответствии со статьей 23.2 Закона РФ «О недрах» Правительство РФ приняло постановление «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с использованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» от 03.03.2010 г. № 118.
По предписанию Генпрокуратуры МПР и Роснедра аннулировали целый ряд ранее изданных нормативных актов, по которым система утверждения проектов и нормативов потерь были переданы коммерческим структурам.
Был издан приказ Минприроды РФ от 13.05.2010 г. № 154, который на основании п.7 вышеуказанного Положения к компетенции территориальных отделов ЦКР Роснедра относит вопросы согласования проектной документации по месторождениям: золота коренного – до 10 т, золото россыпное – без ограничений, серебро – до 1 тыс. т. Месторождения золота и серебра, превышающие указанный предел, а также месторождения алмазов отнесены к компетенции ЦКР Роснедр.
С 1 января 2010 г. порядок перемещения драгоценных металлов и драгоценных камней между таможенным союзом и третьими странами регулируется Положением о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с таможенной территории таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы /Положение/, утвержденным соответствующим решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 г.
16 февраля 2010 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 02.02.2010 г. № 39 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, и о внесении в Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр». Согласно п.3 указанного Положения Ростехнадзор контролирует соблюдение требований по технологии ведения работ при пользовании недрами, при реализации технических проектов, планов и схем развития горных работ, а также иной документации на осуществление работ, связанных с пользованием недрами. Росприроднадзор вправе контролировать соблюдение условий недропользования, содержащихся не только в лицензиях (как было предусмотрено ранее), но и в технических проектах и иных документах на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Были заблокированы предложения ювелиров о введении пошлин на экспорт золота.
В настоящее время Совет Федерации внес проект ФЗ № 429535-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и другие законодательные акты Российской Федерации (о добыче россыпного золота индивидуальными предпринимателями)».
Считаю, что индивидуальный предприниматель не может без проведения конкурса или аукциона получать лицензию на добычу россыпного золота, которое в качественном или количественном отношении не является объектом промышленной разработки. Непонятно, что такое «количественное» или «качественное» отношение, это что содержание золота в г/куб. м песков или менее 80 мг/куб .м (с таким содержанием работают драги в Красноярском крае) или запасы месторождения менее 1 кг золота.
Отказ от конкурсных (аукционных) процедур, т.е. закрепление административного порядка предоставления права, является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
Все индивидуальные предприниматели должны получать лицензии на добычу золота на россыпных месторождениях в соответствии с действующим ФЗ «О недрах».
Что касается индивидуального предпринимательства.
Что могут добыть вольноприносители, которых не может быть более 5-6 тыс. человек (это ручной труд индивидуалов – тачка, лопата, кайло, проходнушка и дух первооткрывательства) в современных горногеологических условиях: десятки метров вскрыши, средние содержания 100-200 мг/куб. м, максимум 150 г за промсезон, 700-800 кг по все России.
Эта смешная цифра не решит никаких проблем.
Я не говорю о многочисленных разрешениях, которые надо получить, охрана добытого золота, работа с банками, доставка золота до места продажи и т.д.
Работа вольноприносителей связана с добычей только россыпного золота, на рудном золоте они работать не могут. За последние три года добыча россыпного золота упала на 71 тонну и сейчас составляет 54 т в год против 125 т при советской власти. Вот куда надо смотреть, предпринимать меры по спасению россыпной золотодобычи, сохранению и увеличению этой добычи, сохранению бесценных кадров.
Бытует мнение, что допуск к золотодобыче физических лиц влечет за собой большой риск хищений золота. Более всего на этом настаивают МВД и ФСБ. Предстоит решить ряд оргвопросов. Например, открыть пункты приема золота, добытого физическими лицами, чтобы бурным цветом не стали процветать нелегальные сделки по сбыту металла. А также решить, сохранять ли систему регистрации каждой сделки или нет.
Союз старателей России категорически не согласен с внесением проекта ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и другие законодательные акты Российской Федерации (о добыче россыпного золота индивидуальными предпринимателями)». Недропользователи России, т.е. организации, добывающие драгоценные металлы во всех основных золотодобывающих регионах дали отрицательное заключение по поводу введения этой поправки.
Уже сегодня предприятия, добывающие золото работают на месторождениях с содержанием 0,5-0,7 грамм на кубический метр золотосодержащих песков. Если учесть объем горно-подготовительных работ (подготовка участка недр к отработке), вскрышные работы и требования Федерального закона «О недрах» при отработке недр, то для переработки одного кубического метра песков потребуется переработать 4-5 кубов горной массы и получить при этом 0,5 грамма золота. Такая задача для физического лица, практически, не выполнима и экономически нецелесообразна с точки зрения предпринимателя – затраты не окупят дохода.
Как правило, работы по добыче золота «вольноприносителями» производятся на территории действующих золотодобывающих предприятий. Это приведет к тому, что «вольноприносители», имеющие лицензии на отработку недр начнут скупать краденое золото у работников действующих золотодобывающих предприятий. Далеко не секрет, что во все времена на добывающих предприятиях происходило хищение драгоценных металлов при эксплуатации агрегатов при обогащении золотосодержащих песков, но сбыт украденного золота или драгоценных металлов был проблемой. «Вольноприносители», пользуясь полученным правом на добычу, смогут организовать скупку похищенных драгоценных металлов, что для рабочих, занятых добычей, составит дополнительный доход к заработной плате на предприятии. При такой купле-продаже не имеет значения действующая цена на драгоценные металлы, главное, продавец – вор на предприятии получает деньги, которые являются дополнительным доходом к зарплате и не подлежат налогообложению. Таким образом, «вольноприноситель» создает условия для расширения заинтересованности работников золотодобывающих предприятий к хищению драгоценных металлов. Предприятия терпят убытки, разоряются и основная масса рабочих теряют в заработках.
История золотодобычи учит, что вокруг «вольноприносителей» или старателей-одиночек возникает криминогенная ситуация. Одни стараются добыть или купить, а другие их ограбить - легкая добыча. В тех регионах, где «вольноприносительство» обретает права, преступность резко увеличивается.
Нельзя забывать и о том, что «вольноприноситель» (или покупатель) обязан довести полученное минеральное сырье до аффинажа и это требование Закона №41-ФЗ будет нарушено.
Мало того, полученное «вольноприносителем» драгоценные металлы, практически не поддаются учету, как с точки зрения соответствующих федеральных органов, так т налоговых органов.
Три года назад уже вносились поправки в проект Федерального закона № 122473-3 от 13.11.2002 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» о разрешении индивидуальным предпринимателям, т.е. физическим лицам добывать золото. Были приняты Госдумой и Советом Федерации. Президент Российской Федерации отклонил этот Законопроект.
И вот новое начало старой истории.
Как сказано выше это совершенно неприемлемо и не окажет значительного влияния на увеличение добычи золота (это может быть несколько сот кг) и не решит социальные вопросы.
Защитники такой поправки утверждают, что в золотодобывающих регионах есть безработные, которые смогут содержать в брошенных поселках семьи и т.д. Могу утверждать, что таких людей нет, это подтверждают и руководители золотодобывающих регионов (магаданской области, Иркутской области, Хабаровского края, Чукотского АО и др.). Если это так, то почему ежегодно в районы Магаданской области, Чукотки, Якутии, Хабаровского края по квотам приглашаются на предприятия тысячи рабочих на добычу золота из иностранных государств. Если есть небольшие месторождения, даже 2-3 человека могут создать юридическое лицо по добыче драгметаллов.
Приведу пример США, Аляска.
большая часть из которых представляют собой небольшие семейные артели численностью 3-6 человек, 190 добывает менее 20 кг золота за промывочный сезон, 35 добывают от 20 до 78 кг, и всего 2 оператора продают более 78 кг золота ежегодно. Основной промывочный сезон на Аляске длится с июня по октябрь, но мелкий дражный флот может работать до конца октября.
Золото на Аляске находится в свободном обращении, имеется множество скупочных пунктов, отчетность старателей достаточно завуалирована, что связано, возможно, с нежеланием платить налоги в полном объеме.
Показатели работы операторов на россыпях Аляски в 2010 г.: число операторов на россыпях – 227 чел., добыча золота – 2156 кг, среднегодовой объем добычи на оператора – 9,5 кг.
Добыча золота до 10 кг в России в 2010 г., это 75 предприятий, что составляет 21% общего количества, составила 287,7 кг или 0,17% общегодовой добычи. В 2008 г 96 предприятий или 25% общего количества предприятий добыли 436 кг, что составляет 0,27% от общего количества добычи
Не говоря о том, сколько придется менять нормативных актов (лицензии для индивидуальных предпринимателей, осуществление государственного контроля за добычей, доведение шлихового золота до аффинажа, учет добытого золота, запасы месторождений, охрана добычи золота, кредиты банков, вопросы НДС и вообще налогообложения и т.д.).
Создаются условия, способствующие хищению драгоценных металлов на действующих предприятиях для их реализации «вольноприносителями».
Теряется государственный контроль над добычей и производством драгоценных металлов.
Произойдет усиление криминогенной обстановки в золотодобывающих регионах и многое другое по указанным выше причинам.
Необходимо высказаться всем заинтересованным лицам по поводу внесения этого предложения, в т.ч. МВД и ФСБ России.
Теперь, что необходимо сделать для добычи золота на небольших месторождениях и на техногенных россыпях:
1.Выдавать действующим предприятиям по добыче россыпного золота лицензии на эти месторождения без конкурсов и аукционов.
2.На этих участках подсчет запасов и утверждение их в ТКЗ не должны производиться, а количество добытого золота должно определяться по факту добычи и учет добытого золота должен производится отдельно.
3.Разрешить золотодобывающим предприятиям заключать договора подряда для работы на этих участках с лицами (индивидуальные предприниматели) или небольшими организациями (ООО, артель и т.д. численностью 3-4 чел.) с определением цены 1 г золота. Предприятия выделят им необходимую технику для вскрыши, промывки с выделением горюче - смазочных материалов, запчастей, другие материалы, продукты. Предприятие ведет полную налоговую, геологическую отчетность перед госорганами за добытое на этих участках золота.
В пояснительной записке авторов проекта утверждается, что количество объектов с запасами золота 10 кг и менее, не имеющих промышленного значения, исчисляются тысячами. Фактически (ответ временно и.о. Министра МПР Леви письмо от 08.04.2011).
«В Российской Федерации количество участков недр, содержащих россыпное золото с запасами 10 кг и менее, составляет 342. Из них на 138 участка выданы лицензии юридическим лицам (золотодобывающим предприятиям), осталось в нераспределенном фонде 204 месторождения, в т.ч. по Магаданской области осталось 67, в Иркутской области – 10. Получается, что согласно законопроекту, в Магаданской области лицензии могут получить 67 индивидуальных предпринимателя, в Иркутской области – 10 индивидуальных предпринимателя.
Совет старателей России инициирует проект постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению охраны драгоценных металлов и драгоценных камней».
В соответствии со статьей 29 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и Федеральным законом «Об оружии» Минфин России в 2010 г. подготовил проект постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению охраны драгоценных металлов и драгоценных камней».
Указанным проектом постановления предлагалось утвердить:
Правила применения боевого, служебного и гражданского огнестрельного оружия должностными лицами и работниками юридических лиц, осуществляющих добычу драгоценных металлов и драгоценных камней, при выполнении задач по их охране.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях и Федеральным законом «Об оружии» Минфин России в 20120 г. подготовил проект постановления Правительства РФ «О мерах по обеспечению охраны драгоценных металлов и драгоценных камней».
Указанным проектом постановления предлагалось утвердить:
- правила применения боевого, служебного и гражданского огнестрельного оружия должностными лицами и работниками юридических лиц, осуществляющих добычу драгоценных металлов и драгоценных камней, при выполнении задач по их охране;
- перечень типов, моделей служебного и гражданского огнестрельного оружия, патронов к нему, специальных средств для хранения и ношения должностными лицами и работниками юридических лиц, осуществляющих добычу драгоценных металлов и драгоценных камней, при выполнении задач по их охране;
- перечень отдельных типов, моделей боевого ручного стрелкового оружия для хранения и ношения должностными лицами и работниками юридических лиц, осуществляющих добычу драгоценных металлов и драгоценных камней, при выполнении задач по их охране;
- перечень должностных лиц и работников юридических лиц, осуществляющих добычу драгоценных металлов и драгоценных камней, которым разрешено хранение и ношение боевого, служебного и гражданского огнестрельного оружия, специальных средств при выполнении задач по охране драгоценных металлов и драгоценных камней.
Проработка с МВД России подготовленного проекта постановления осуществляется длительное время и не завершена до настоящего времени.
При этом следует отметить, что в 2010-2-11 гг. представляемый Минфином России на согласование в МВД России проект постановления после его доработки неоднократно возвращался указанным министерством с предъявлением новых требований в части постановления дополнительной информации, приведения статистических данных, в том числе о фактах нападения на соответствующих должностных лиц, и иной информации.
Затягивание решения вопроса со стороны МВД объективно служит тем, кто убивает и грабит добытчиков золота.
Союз старателей России участвовал в слушаниях в Комитете по природным ресурсам Государственной Думы по вопросу привлечения иностранных инвестиций в Россию в горную отрасль. Зарубежные компании, объединенные горнорудным консультативным Союзом предлагали на слушаниях изменить перечень участников недр федерального значения, в частности исключить из перечня участков недр федерального значения уран, алмазы, квари сырье, редкие земли никель, кобальт, платину, золото выше 50 т (до 250 т), нефть (с 70 до 200 млн. т ), газ (с 50 до 150 млрд. м3), медь (с 500 тыс. т до 7 млн.т).
Само участие иностранного союза представляется странным, не думаю, что некоммерческим организациям России разрешили бы выступить с подобной инициативой в законодательных органах США и Канады.
В это же время пришлось принять участие в решении вопросов прекращения лицензии в с/а «Дражник». Роснедра не продляли лицензию по дражным запасам. Практически в Усть-Майском улусе Якутии должно было быть остановлено 5 мощных драг, а население лишиться работы. Руководство республики, Союза старателей России сумели убедить руководство Роснедра изменить принятые решения и продлить лицензии на дражные работы, предприятие нормально работает.
В 2011 г., не по доброму согласию артели Чукотки, она был вынуждена продать месторождение Валунистое на Чукотке, включающее карьер открытых горных работ и золотоизвлекательную фабрику, поселок, базу в Эвгекиноте и др. Первоначальной причиной явилось то, что не была во время согласована с ФГУ Главэкспертизы проектная документация по карьеру № 3 из зоны «Новая» и встал вопрос о досрочном прекращении лицензии. После согласия артели на продажу этот вопрос был снят.
Ранее отмечалось, что Россия за последние годы значительно увеличила добычу золота. Ранее принималась Федеральная целевая программа по развитию добычи золота и серебра на 1996 – 2000 гг. Была провалена. Госсовет 22.11.2005 г. принял решение на 2005 – 2015 гг. о строительстве 50 рудников и увеличении годовой добычи золота до 254 т, осталось 4 года, можно выполнить эту программу и даже больше до 2020 г. увеличить добычу золота до 300-350 т. прочно занять 2-е место в мире по добыче золота, а то и первое, благо запасы позволяют. Что же мешает, по-нашему мнению? В первую очередь необходимо резко увеличить объемы геологоразведочных работ.
Дефицит финансирования геологоразведочных работ (ГРР) на золото, возникший после ликвидации Фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы в 2002 г, не позволяет изменить состояние сырьевой базы и служит одним из основных препятствий на пути развития золотодобычи в России.
В рамках Долгосрочной программы в 2004-2010 г. финансирование ГРР по всем видам полезных ископаемых за счет бюджетных средств и частных инвестиций выросло в 4 раза и составило в 2010 г. 197 млрд. руб.
Государственной стратегией развития геологической отрасли России до 2030 г. предусмотрено увеличение финансирования ГРР по отношению к 2010 г. в 2015 г. на 20%,в 2020 г. на 40% и в 2030 г. на 50%.
Таким образом, к 2030 г. Россия по затратам на ГРР может выйти на уровень 300 млрд. руб./год, т.е. достигнет того уровня, который необходим для проведения полноценных геологоразведочных работ в настоящее время.
В целом по стране бюджетное финансирование ГРР предполагается в 2012 году 29 млрд. руб., в 2013 г – 35 и 41 млрд. руб. – в 2014 г. Однако, основные средства геологоразведка получит по-прежнему от частных инвесторов.
Все понимают, что ситуацию необходимо менять, иначе в перспективе мы останемся без сырьевой базы. Вместе с тем основным препятствием развития юниорских геологоразведочных компаний, малого и среднего бизнеса по-прежнему остается действующая система регулирования недропользования.
В июле 2011 г. был создан госхолдинг ОАО «Росгеология», приоритетным направлением деятельности которого является геологическое изучение и выявление ресурсного потенциала перспективных территорий РФ для воспроизводства МСБ. Очевидно, что этот институт, возможно, будет решать задачи воспроизводства сырьевой базы крупных горнодобывающих компаний, а в остальном – все без изменений.
Финансирование ГРР по драгметаллам и алмазам (из всех источников) в 2010 г. было около 20 млрд. руб., из которых 2,5 млрд. руб. – бюджетные средства и 17,5 млрд. руб. – частные инвестиции.
Результаты частных инвестиций могли быть более значительными, если бы не расходы компаний на приобретение прав на геологическое изучение участков недр через аукционы.
По расчетам в 2002-2011 годы было проведено 173 аукциона по предоставлению прав на геологическое изучение участков недр на золото. По существу эти участки представляли собой перспективные площади с прогнозными ресурсами, предназначенные для инвестирования с целью выявления новых месторождений золота.
По результатам этих аукционов в доход государства было изъято более 4,2 млрд. руб.
Средняя стоимость открытия месторождения золота в мире составляет около 70 млн. долларов. А средний период обнаружения экономически перспективной залежи – 10 лет.
В России за 5 лет через аукционы было изъято 140 млн. долларов только за возможность проведения поисковых работ на участках с прогнозными ресурсами. При эффективном использовании этих средств можно было открыть и подготовить для промышленного освоения два крупных золоторудных месторождения и ежегодно получать в доход государства в качестве налогов до 200 млн. долл. При этом были бы созданы дополнительные рабочие места.
На их основании минимальный размер разового платежа рассчитывается исходя из 10% от среднегодового размера налога на добычу полезных ископаемых проектной мощности вероятного горнодобывающего предприятия.
На участке еще предстоит открыть месторождение (если оно есть), а экспертной оценкой уже определена проектная мощность «горнодобывающего предприятия». Более того, в расчете применяются переводные коэффициенты с тем, чтобы экстраполировать прогнозные ресурсы в запасы промышленных категорий.
При предоставлении лицензии на разведку и добычу по факту открытия месторождения за счет собственных средств согласно тем же подзаконным нормативно-правовым актам недропользователь получает свидетельство об установлении соответствующего факта. Для этого необходимо пройти госэкспертизу, подтверждающую промышленную значимость месторождения и требующую подсчета запасов по категориям С1+С2.
По факту открытия месторождения за счет средств недропользователей расчет минимального размера разового платежа производится с применением повышающего коэффициента «20». По замыслу разработчиков действующих подзаконных нормативно-правовых актов этот коэффициент должен учитывать риск государства - если случится задержка ввода в эксплуатацию месторождения. Недропользователю еще предстоит провести разведку месторождения и, в случае, подтверждения запасов начать его освоение. А если запасы не подтвердятся - он будет вынужден остановить работы и потерять все ранее вложенные средства, а с него уже взимаются «рентные платежи» с повышающим коэффициентом.
Вопреки здравому смыслу государство не только не стимулирует недропользователя, но и облагает его дополнительными поборами. Более четырех миллиардов рублей в 2007-2011 годах было уплачено недропользователями за то, чтобы получить возможность заниматься поисками новых месторождений золота. После этого они должны были изыскать дополнительные средства, на то чтобы приступить к этой высокорискованной деятельности.
Прогнозные ресурсы служат лишь вероятной оценкой перспектив отдельных участков недр, предоставление которых через аукционы недопустимо.
Необходимо создать систему свободного получения лицензий на геологическое изучение на основании заявок частных инвесторов. Процедура рассмотрения этих заявок должна быть максимально простой и строго регламентированной, плата за выдачу лицензий – чисто символической.
Не решен вопрос выдачи лицензий на разведку участков недр Федерального значения (ООО артель «Амур» не может год получить лицензию на разведку платины). Редкоземельные на россыпных месторождения Кулара.
Если для физических лиц у нас налоговое законодательство одно из самых либеральных в мире, то для предприятий, особенно для ведущих ГРР, добычу и переработку полезных ископаемых просто «драконовское», причем это касается в основном косвенного налогообложения. Это приводит к тому, что проще всего избегать комплексного использования сырья – компаниям легче известными путями списать попутные компонента с баланса, а не экспортировать за границу концентраты или продукты первых степеней передела с низкой добавленной стоимостью.
Нелегитимность приобретения собственности владельцами крупных холдингов, имеет следствием отказ от вложения «долгих денег» с отложенной прибылью, а это основа отрасли. Все хотят прибыль сегодня, ибо не в завтра. В принципе, это тоже законодательная проблема.
Уже говорилось о зачаточной фазе развития института сервисных и юниорских компаний, т.е. о проблеме наличия современного разделения труда.
Несогласование земельного, лесного и горного законодательства, а также несовершенство закона о госзакупках приводит к широкому развитию скрытого рэкета и прямого мошенничества и рейдерских операций при проведении конкурсов и аукционов. Это порождает благодатную почву для коррупции.
Некоторые крупные компании получают лицензии на крупные месторождения золота, затем их перепродают, либо не выполняют условия лицензирования по вводу их в эксплуатацию. Омертвляются значительные запасы рудного золота. Это необходимо исправить.
Существующие законы были приняты в жуткой спешке в связи с резким изменением экономического строя государства. И они очень несовершенны и не согласованы. Принимаемые же периодически поправки в различные законы, как правило, затрагивают один два нормативных документа или отдельные положения в конкретном документе, а не всю законодательную колонну. Соответственно поправки попросту не работают.
Необходимо принять Федеральный закон об отработке техногенных россыпей, внесенный Магаданской думой ранее. Закон был отклонен Государственной думой. Решить вопрос об нулевой ставке НДС при приобретении населением золотых слитков. Давались поручения Минфину в 2005 г. президентом Путиным и в 2008 г. президентом Медведевым.
Вопрос не решен.
Необходимо отклонить, предложенный МПР проект ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О недрах», регулирующий вопрос проведения государственной экспертизы технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр и обосновывающие к нему материалы.
Думаю, что имеющихся нормативных актов по государственной экспертизе проектов более чем достаточно, включая градостроительный кодекс и государственную экологическую экспертизу.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (пункты 1 и 2 статьи 8) экспертизе промышленной безопасности подлежит проектная документация и изменения, вносимые в проектную документацию, на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, включая объекты, связанные с разработкой месторождений полезных ископаемых.
В рамках указанных экспертиз осуществляется оценка на соответствие проектной документации нормам требований законодательства Российской Федерации в области недропользования, экологии, промышленной безопасности утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по ведению работ, связанных с пользованием недрами.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» (пункт 5 статьи 3) проводится государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойств недр, определяющих их ценность или опасность, в том числе и участков недр, содержащих месторождения полезных ископаемых.
Проведение дополнительной государственной экспертизы технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, для целей установления соответствия предлагаемых технических решений требованиям только по рациональному использованию и охране недр нецелесообразно, приведет к дополнительному финансовому обременению недропользователей, затягиванию сроков реализации инвестиционных проектов и создаст дополнительные административные барьеры при недропользовании.
Предлагаемая государственная экспертиза технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной документации противоречит требованиям п.6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в которой не предусмотрено проведение иных государственных экспертиз проектной документации.
Необходимо в законодательном порядке в лицензиях определить сроки ввода в эксплуатацию месторождений полезных ископаемых, возможность выдачи лицензии на пользование недрами единственному претенденту на участие в аукционе на право пользования недрами. Определить в условиях выдачи лицензии конкретные условия, при которых изымается лицензия.
За 2011 г. взносы членов Союза и финансовая помощь на членов Союза составили соответственно 72% и 28%. Пять членов Союза не уплатили членских взносов.
По-прежнему стоит вопрос кадров рабочих и ИТР, геологов, горняков, механиков, обогатителей (в качестве примера компания «Петропавловск» - учебный комбинат в г. Зея). Думаю, участники съезда смогут меня дополнить по вопросам науки и новых технологий, особенно по рудному и извлечению мелкого рассыпного золота.
Необходимо обсудить вопрос работы саморегулируемых организаций в горном деле. Вопросы страхования в горном деле, как особо опасном производстве.
22 ноября 2005 г. в Магадане под руководством В.В. Путина состоялось совещание по вопросу о состоянии и перспективах развития золотодобывающей отрасли. И по итогам совещания 5 января 2006 года Президент подписал поручения Правительству и Центробанку.
На совещании Президент отметил, что он «обеспокоен» разрывом между возможностями золотодобывающей отрасли и реальными объемами золотодобычи в стране. «Очевидно, здесь есть разрыв между нашими потенциальными возможностями и реальной ситуацией. Это говорит о том, что мы обоснованно обратили внимание на проблемы золотодобычи», - сказал В.В. Путин, отметив, что Россия «обладает значительными, поистине уникальными, запасами золота».
Однако, как подчеркнул В.В. Путин, занимая, по разным оценкам, примерно третье место в мире по запасам золота, мы пока остаемся на пятом месте по золотодобыче.
В.В. Путин высказался за принятие налоговых мер, которые повысят привлекательность освоения труднодоступных месторождений полезных ископаемых.
«Следует обсудить возможные, в том числе налоговые, меры рентабельности освоения отдаленных месторождений. Это касается не только золота, но и других полезных ископаемых, в том числе газа и нефти», заявил он.
Президент отметил, что значительная часть золотоносных месторождений расположена в труднодоступных районах с плохо развитой инфраструктурой и это «существенно снижает коммерческую эффективность проектов в сфере золотодобычи».
В связи с этим президент подчеркнул, что необходимо «выработать правовую и финансово-экономическую модель развития отечественной золотодобычи, которая обеспечит ее устойчивый рост, в том числе за счет освоения новых рудных месторождений».
При этом он подчеркнул, что «государственное регулирование по целому ряду вопросов золотодобычи должен стать более гибким и более оперативным».
И отметил, что роль государства в сфере изучения и разведки недр должна стать более значимой, и попросил Министерство природных ресурсов предоставить соответствующие предложения, в том числе по реализации федеральных программ, научно-прогнозных и горно-буровых работ. Поручения президента не выполнены.
Съезд, в целях государственной поддержки и увеличения добычи золота предлагает:
1.Принять госпрограмму развития промышленности по добыче драгоценных металлов до 2020 года. В программе предусмотреть средства для геологоразведочных работ на россыпные месторождения.
2.Вернуть право субъектам федерации выдавать лицензии на право разведки и добычи россыпных и рудных месторождений с запасами до 10 тонн.
3.Установить порядок (ограничить размер) разовых платежей при проведении аукционов.
4.Решить вопрос о формировании транспортных и энергетических инфраструктур в регионах Сибири и Дальнего Востока, стимулирующей освоение месторождений полезных ископаемых с привлечение средств Федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и частных инвесторов (частно - государственное партнерство).
5.Центробанку увеличить долю золота в золотовалютных резервах за счет приобретения золота на внутреннем рынке.
6.Решить вопрос об отнесении к малому и среднему предпринимательству золотодобывающих предприятий с годовой добычей до 100 кг.
7.Для золота, добываемого на россыпных месторождениях и техногенных, установить ставку на добычу на уровне 0 процентов.
8.Выдавать кредиты золотодобывающим предприятия под процентную не более 10%.
9.Освободить реализацию золота в слитках физическим лицам от обложения налогом на добавленную стоимость.
10. Освободить предприятия, ведущие геологоразведку за счет собственных средств от уплаты регулярных платежей за пользование недрами, ликвидировать разовые платежи при выдаче лицензий на геологоразведку.
11. Разработать систему контроля и установить ответственность надзирающих органов для снижения административных барьеров, сокращения сроков оформления разрешительной и согласовательной документации предприятиями, ведущими геологическое изучение недр и добычу полезных ископаемых.
12. Исключить ежегодное утверждение нормативов потерь при добыче полезных ископаемых, рассмотрение проектов горных работ. Предусмотреть, что нормативы потерь утверждаются при разработке технического проекта и уточняются лишь при изменении технологии отработки месторождения или горнотехнических условий и передать от Роснедра Ростехнадзору. Экспертиза должна проводиться бесплатно.
13. Утвердить в соответствии с законом безаукционное (бесконкурсное) предоставление в пользовании участков недр с целью разведки и добычи полезных ископаемых, не имеющих самостоятельного промышленного значения и прилегающих к действующим горным отводам.
14. Принять поправки в Трудовой кодекс РФ «О продлении вахты до 6 месяцев при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней в районах Крайнего Севера».
15. Принять Постановление Правительства «О мерах по обеспечению охраны драгоценных металлов и драгоценных камней».
16. Воссоздать орган по госрегулированию в области добычи драгоценных металлов и драгоценных камней.
17. Ограничить сумму разовых платежей при выдаче лицензий на мелкие, рудные и все россыпные месторождения.
18. Цены на ГСМ, электроэнергию, тарифные услуги регулировать государству.
Эти меры позволят постоянно пополнять государственные резервы
высоколиквидными ценностями, что будет способствовать укреплению экономической безопасности России.
Уникальность добычи золота заключается в том, что вопросы качества продукции, сбыта золота нет. Цены на него растут. Золото уникальный финансовый инструмент. Русское золото на уровне мировых стандартов.
Союз старателей России считает, что принятие и исполнение перечисленных мер государственной поддержки добычи драгоценных металлов может не только сохранить добычу золота на уровне 2011 г., но и обеспечить ее ежегодный прирост на 5-10%. Это позволит в ближайшие 5-7 лет довести годовую добычу золота в России до 300 т и более.
Председатель Союза старателей России В.И.Таракановский