Коллективное письмо Правительству РФ
- Подробности
- Категория: Новости
- Опубликовано 23 Февраль 2012
Об уточнении границ горных отводов
Минприроды России в целях реализации Федерального закона от 18.07.2011 № 222-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и статью 8.2 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» подготовило проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование».
В проекте «Порядка установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование» (далее - Порядок) предусмотрена чрезмерная регламентация вопросов уточнения границ участков недр, при отсутствии реальных технических механизмов их геометризации, обеспечения охраны недр и промышленной безопасности. Так предусмотрено только использование дающих погрешности в сотни метров географических систем координат, взамен применяемых в настоящее время при уточнении границ горных отводов точных прямоугольных систем координат. Не учтены особенности правового статуса участка недр, предоставленного для геологического изучения недр и участка недр предоставленного для разведки и добычи полезных ископаемых, понятия горного и геологического отвода вообще отсутствуют. Не учтены случаи, когда на расширяемом участке недр оказываются подлежащие охране от вредного влияния горных работ объекты поверхности, в пункте 16 при принятии решений об изменении границ участков недр фактически учитываются только решения государственной комиссии по запасам. При этом игнорируются результаты государственной экспертизы проектной документации, экспертизы промышленной безопасности, проектные решения на разработку месторождений полезных ископаемых, которые необходимы для учета вопросов промышленной безопасности.
Основное содержание Порядка заключается в регламентации прирезки запасов к горному отводу, как в плане, так и по глубине, а также во внедрении платы за прирезаемые запасы. В целях предотвращения потерь запасов на краевых участках месторождений, а также для снятия ограничений по освоению глубоких горизонтов, что по мере выработки запасов становится все более актуальным, эту проблему необходимо решать. Но предложенный громоздкий механизм, с привлечением Генштаба, Росприроднадзора, Росрыболовства, администраций субъектов Российской Федерации, а в случае участков недр федерального значения и Правительства Российской Федерации, будет действовать только в отношении прирезки запасов к особо крупным месторождениям.
Пользователи средних и мелких месторождений на такую процедуру попросту не пойдут. Им будет гораздо проще и дешевле краевые запасы бросить. Предлагаемый порядок направлен на предотвращение развития среднего и мелкого горного бизнеса, потерю мелких краевых участков месторождений, так называемых «пупков».
Действующими нормативными документами предусмотрена необходимость включения в границы горного отвода запасов, разработка которых по технико-экономическим причинам иным недропользователем нецелесообразна. Понятие нецелесообразности отработки иным недропользователем прирезаемых запасов, что одно только и оправдывает их прирезку, в рассматриваемом Порядке отсутствует и является основным фактором особой коррупционноемкости данного документа. Так как он нацелен на особо крупные месторождения, то предлагаемая 20-процентая квота прирезок запасов в плане будет заведомо включать участки, целесообразные к самостоятельной разработке и подлежащие по действующему законодательству к выставлению на конкурсы и аукционы.
В отношении же расширения границ горных отводов по безрудным площадям, с целью обеспечения безопасности горных работ, обеспечения нормального технологического цикла, предусмотренного проектными решениями, предлагаемый механизм не только абсурден, но и противоречит действующему законодательству. Так в соответствие со статьей 7 Закона Российской Федерации «О недрах», введенной в действие до поправок от 18.07.2011, для реализации которых разработан рассматриваемый Порядок, предусмотрено уточнение границ горных отводов с учетом положения участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границ безопасного ведения горных и взрывных работ, зон охраны от вредного влияния горных разработок, зон сдвижение горных пород, контуров предохранительных целиков под природным объектами, зданиями и сооружениями, разносов бортов карьеров и разрезов и иных факторов. При этом документы, определяющие уточненные границы горного отвода с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
В Порядке понятие уточнения границ горного отвода опущено, апробированный многолетней практикой действующий механизм такого уточнения посредством оформления горноотводной документации органами Ростехнадзора фактически предлагается разрушить. Ранее действовавшие законодательные требования по уточнению границ с учетом требований безопасности горных работ и выполнения проектных решений искусственно включены в правовой режим поправок от 18.07.2011, предназначенных для прирезок запасов.
При этом следует учесть, что обоснование границ горных отводов является одним из основных видов маркшейдерских работ, лицензирование которых осуществляет Ростехнадзор, как и контроль за деятельностью маркшейдерских служб. Уточнение границ горных отводов является одним из самых сложных инженерных видов маркшейдерских работ и в системе федеральных органов власти специалисты маркшейдерского профиля имеются только в составе Ростехнадзора, который в рассматриваемом Порядке вообще исключен из числа участвующих в его реализации ведомств.
В результате мы лишаемся технических механизмов обеспечения безопасности горных работ, а взамен получаем нереализуемые на практике проблемы взимания платы за прирезки безрудных зон, необходимых для нормальной работы горного предприятия, попадаем под требование однократного изменения границ, хотя для обеспечения безопасности работ и реализации проектных решений необходимость в прирезках безрудных зон может возникать неоднократно, для прирезки безрудной зоны, необходимой для строительства въездной траншеи на самый мелкий карьер по добыче песка будем вынуждены обращаться в Генштаб и иные организации, выполняющие особо ответственные государственные функции, и осуществлять иные явно бессмысленные действия.
В существующем виде Порядок противоречит государственным интересам и нуждам развития горной промышленности, особенно мелкого и среднего горного бизнеса, создает условия для развития коррупции и подлежит коренной переработке. В Порядке необходимо предусмотреть:
для случаев разноски предварительных границ горного отвода на безрудные площади нераспределенного фонда недр использование механизма оформления органами Ростехнадзора горноотводной документации с ее регистрацией в качестве неотъемлемой составной части лицензии;
в случае средних и мелких месторождений в целях предотвращения потерь краевых частей запасов в пределах 20-процентной квоты платы за прирезку запасов не взимать, прирезку осуществлять посредством горноотводной документации на основании заключения государственной комиссии по запасам о нецелесообразности по технико-экономическим причинам отработки прирезаемых запасов иным недропользователем;
ввести для всех случаев прирезки запасов наличие заключения государственной экспертизы запасов о нецелесообразности по технико-экономическим причинам отработки прирезаемых запасов иным недропользователем;
с целью уточнения границ горных отводов после принятия решений о прирезках запасов и внесения соответствующих изменений в лицензию, оформлять горноотводную документацию в прямоугольных системах координат, с ее регистрацией в качестве неотъемлемой составной части лицензии.
По Вашему поручению горная общественность готова в кратчайшие сроки разработать альтернативный проект «Порядка установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование», учитывающий государственные интересы и нужды развития горной промышленности.
Президент Общероссийской общественной
организации «Союз маркшейдеров России»,
Заслуженный шахтер Российской Федерации В. С. Зимич
Председатель Совета ветеранов Ростехнадзора,
Заслуженный шахтер Российской Федерации М. П. Васильчук
Председатель Совета
Союза артелей старателей В. И. Таракановский
Председатель Совета НП «СРГП «Горное дело» В. В. Грицков