ГОРНОЕ ДЕЛО

Информационно-аналитический портал для горняков

Антикоррупционное заключение

Некоммерческое партнерство «Содействие развитию горной промышленности «Горное дело» аккредитовано в Министерстве юстиции Российской Федерации в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность (свидетельство об аккредитации от 10.12.2010 № 1005).
Аккредитация проведена в соответствии с приказом Министерства юстиции России № 92 от 31 марта 2009 г. «Об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность».
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и пунктом 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, проведена антикоррупционная экспертиза проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование» (далее - проект Порядка). Экспертиза проведена в целях выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений.
В представленном проекте Порядка выявлены следующие коррупциогенные факторы, которые прямо или косвенно могут послужить основой для проявления злоупотреблений при правоприменительной практике указанного выше документа.
1. В п. 3 проекта Порядка указаны органы, уполномочиваемые проектом Порядка на принятие решения об изменении границ участков недр. Данными органами по указанному пункту являются Правительство Российской Федерации, соответствующие органы субъекта Российской Федерации, Федеральное агентство по недропользованию. В соответствии с п. 3.6 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ) «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами», определение границ горных отводов осуществляется по согласованию с органами государственного горного надзора, а для добычи питьевых, минеральных вод и захоронения вредных веществ, отходов и сброса сточных вод в недра - с органами государственного экологического контроля и государственного санитарного надзора.
В соответствии с п. 1 Положения «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» органом государственного горного надзора является Ростехнадзор. Порядок изменения границ горных отводов сопряжён с проведением инженерных работ особой сложности. Определение границ горных отводов является одним из видов маркшейдерских работ, в соответствии с п. 3 Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2006 N 392 «О лицензировании производства маркшейдерских работ», органом осуществляющим лицензирование производства маркшейдерских работ является Ростехнадзор. В связи с чем в п. 3 проекта Порядка закреплено необоснованное сужение установленного круга государственных органов, осуществляющих регулирование в данной сфере.
Таким образом, в указанной части проекта Порядка усматривается наличие коррупциогенного фактора, предусмотренного пп. а) п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 - широта дискреционных полномочий, а именно наличие дублирующих полномочий органов государственной власти, выраженных в осуществлении Федеральным агентством по недропользованию функций закреплённых за Ростехнадзором.
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагаем включить Ростехнадзор в круг государственных органов предусмотренных проектом Порядка для осуществления регулирования в области установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование.
2. В соответствии с пп. 4) ч. 1 п. 6 и пп. д) ч. 1 п. 9 проекта Порядка в случае, если имеющаяся геологическая и иная информация о недрах, свидетельствует о том, что поставленные на государственный баланс запасы полезных ископаемых за пределами участка недр, предоставленного в пользование, являются частью месторождения полезного ископаемого, допускается изменение границ участка недр, предоставленного в пользование в количестве не более 20 % запасов полезных ископаемых от количества запасов полезных ископаемых, которые были переданы пользователю недр при предоставлении права пользования участка недр, границы которого предполагается изменить.
Данное положение вводит 20 % критерий прирезки полезных ископаемых для любых участков недр, не учитывая различие масштабов предоставленных горных отводов. Недропользователи особо крупных участков недр, в рамках процедур, установленных проектом Порядка, имеют возможность получить участок недр, для получения которого обычно требуется участие в конкурсе или аукционе. Таким образом, проект Порядка вводит альтернативную процедуру получения участка недр, при этом требования ст. 10.1 и 11 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» не соблюдаются.
В указанном положении проекта Порядка усматриваются признаки коррупциогеных факторов, предусмотренные пп. з) п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 - отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагаем исключить 20 % критерий прирезки полезных ископаемых для особо крупных участков недр.
3. В пп. 18-35 проекта Порядка устанавливаются процедуры рассмотрения заявки, поданной в целях изменения границ горного отвода, предоставленного в пользование. Данные процедуры предусматривают прохождение нескольких этапов: от Федерального агентства по недропользованию к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации и др., затем снова в Федеральное агентство по недропользованию, где создаётся комиссия по рассмотрению заявки. Общий срок всех процедур может доходить до 120 дней по участкам недр федерального значения и до 157 дней по остальным участкам. Данный порядок предусмотрен даже для тех случаев, когда заявка подаётся по причине технологических потребностей расширения границ участка недр, предоставленного в пользование, без прироста запасов полезных ископаемых.
Учитывая несоразмерную сложность установленных пп. 18-35 проекта Порядка административных процедур с теми потребностями недропользователей, по поводу которых эти процедуры установлены, в рассматриваемых нормах проекта Порядка усматриваются признаки коррупциогенных факторов, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям. Данные признаки предусмотрены пп. а) п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 - наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагаем изменить порядок рассмотрения заявки, поданной в целях изменения границ горного отвода, предоставленного в пользование. А именно, ввести дифференцированный подход к порядку рассмотрения заявок, в зависимости от причин в связи с которыми возникает необходимость изменения границ горного отвода. Установить классификатор процедур рассмотрения заявок в зависимости от величины и значимости участка недр. Оставить предусмотренную проектом Порядка процедуру рассмотрения заявок для особо крупных месторождений. Упростить процедуру рассмотрения заявок для мелких и средних месторождений, а также по причинам связанным с малозначительными изменениями границ горных отводов. Передать функции по рассмотрению таких заявок Ростехнадзору.
ВЫВОДЫ
Экспертиза проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование» показала наличие положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
В целях предотвращения включения в проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование» положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, предлагаем учесть замечания и предложения, высказанные выше по тексту заключения.


Оригинал заключения

Вы здесь: Главная Новости Антикоррупционное заключение