ГОРНОЕ ДЕЛО

Информационно-аналитический портал для горняков

Первооткрывательство месторождений полезных ископаемых и гражданское право в России

ГНЦ РФ ВНИИгеосистем Зайченко В.Ю.

Первооткрывательство месторождений полезных ископаемых и гражданское право в России

Одним из направлений воспроизводства минерально-сырьевой базы России, наряду с увеличением объемов геологоразведочных работ (ГРР), является интенсивное развитие первооткрывательства как массового движения специалистов, занятых в области геологического изучения недр, направленного на быстрейшее выявление и открытие новых месторождений полезных ископаемых.

Эта проблема достаточно остро прозвучала в докладах и выступлениях делегатов VI Всероссийского съезда геологов на заседании секции: “Государственная политика в сфере геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы – состояние, проблемы и стратегия развития”.

Государство – Российская Федерация, безусловно заинтересовано в развитии первооткрывательства, так как 50 % дохода в бюджет и 70 % валюты в казну поступают от использования минерально-сырьевой базы (МСБ) страны, поэтому оно должно создавать законодательные механизмы его интенсификации и, прежде всего, правового обеспечения, в том числе защиты прав и интересов его участников, т.е. гражданских прав, регулирующих имущественные и личные неимущественные права, возникающие в процессе первооткрывательства [1, 4]. Данная статья посвящена рассмотрению правовых вопросов первооткрывательства месторождений полезных ископаемых, которые имеют определяющее значение для его развития и как следствие – интенсификации воспроизводства МСБ России.

О терминологии в области первооткрывательства

Прежде всего заметим, что утвердившихся определений, применяемых терминов в этой области не существует, а используются понятия многочисленных авторов, выражающих субъективное мнение об их содержании. Обобщая бытующие понятия основные из них можно представить в следующем виде: “первооткрывательство месторождений полезных ископаемых – это процесс интеллектуальной и научно-технической деятельности, направленной на выявление скоплений полезных ископаемых и последующую оценку их объемов и качества для установления промышленного значения”.

Конкретные физические лица этого процесса называются: первооткрывателями месторождений полезных ископаемых. В словаре-справочнике А.И. Кривцова, Б.И. Беневольского и др. [2] приводится понятие “первооткрыватель (первооткрыватели) – это физическое лицо (лица), внесшее (внесшие) существенный вклад в обнаружение и/или изучение скоплений полезных ископаемых, признанных впоследствии месторождениями”. Авторы справочника рекомендуют это понятие рассматривать в контексте с термином “открытие месторождений”, которое звучит следующим образом: “это официально оформленный факт обнаружения скоплений полезного ископаемого, масштабы и качество которого допускают экономические возможности его отработки. В отечественной практике такого рода факты документируются в форме утверждения разведанных запасов Государственной комиссией по запасам. Протоколом утверждения разведанных запасов этой комиссии признается соответствие обнаруженного и разведанного скопления полезного ископаемого требованиям промышленности к месторождению как объекту целесообразной отработки”. Как видно, процесс первооткрывательства месторождений полезных ископаемых (МПИ) связан как с обнаружением их скопления, так и с доказательством масштаба и качества, которые допускают возможность промышленной отработки. Это два различных этапа первооткрывательства в рамках единого процесса геологического изучения недр. Они значительно отличаются по видам деятельности физических лиц, занятых в этом процессе. Если при обнаружении скопления полезного ископаемого доминирует интеллектуальная деятельность, то при определении объемов и качества полезного ископаемого, имеет место сочетание интеллектуальной и научно-технической деятельности (бурение скважин, проходка шурфов, горных выработок и т.д.), а также обобщение данных.

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать следующее определение первооткрыватель месторождения полезных ископаемых: Это физическое лицо лично обнаружившее и документально описавшее скопление полезного ископаемого, а также определившее их объем и качество документально доказавшее их промышленное значение, является автором открытия месторождений полезных ископаемых и документированной геологической информации. Такая формулировка термина “первооткрыватель МПИ” позволяет применять законодательные нормы гражданского права, изложенные в четвертой части Гражданского кодекса [1], к результатам деятельности первооткрывателей.

Таким образом, анализ терминологии первооткрывательства месторождений полезных ископаемых показал, что нормативных определений ключевых терминов в этой области пока не существует.

Исторические аспекты первооткрывательства

В истории российской геологии видное место всегда занимали первопроходцы – “рудознатцы” недр, осуществляющие на свой страх и риск поиски, обнаружение и разведку новых скоплений минерального сырья, именуемых из-за их масштабов – месторождениями полезных ископаемых. Впервые на значение их труда для государства обратил внимание Петр I, который в своем Указе от 24 августа 1700 года утвердил “Приказ рудокопных дел”, который стал ведать поисками руд, подготовкой специалистов горного дела и впервые подвел законодательную базу под первооткрывательство месторождений полезных ископаемых, что обеспечило существенное развитие горного дела.

Во-первых, на поиски руд выдавалось “высочайшее разрешение” всем желающим; авторы открытий приобретали имущественное право на организацию добычных работ, а в отдельных случаях они поощрялись денежными вознаграждениями; им в безвозмездное пользование передавались земли, примыкающие к выявленным месторождениям.

Во-вторых, на время обустройства новых шахт и рудников они освобождались от налогов, а наиболее успешным владельцам вновь созданных предприятий даже присваивались звания потомственных дворян и даже графов (Демидовы, Строгановы и др.) [3].

Позже был организован учет заявок на открытие новых месторождений полезных ископаемых, первооткрыватель устанавливал заявочный столб на месте открытия с указанием даты открытия и затем обращался с прошением к губернатору с просьбой даровать ему право на разработку открытого месторождения. Поданное прошение тщательно рассматривалось, и принимались соответствующие решения. Такой порядок в России существовал вплоть до 1917 года.

Система заявок на открытие новых месторождений полезных ископаемых в то время существовала и в других странах: Германия – Горный устав (1839 г.); США – Горный закон (1872 г.), Чили – Горный кодекс и т.д. Любой гражданин в этих странах имел право сделать заявку на выявленное проявление полезного ископаемого и получить преимущественное право на получение лицензии на проведение последующих разведочных, а затем и эксплуатационных работ. Ему предоставлялись: льготный, а иногда и безвозмездный кредит, а также освобождение от налогов.

Первые законодательные акты советской власти в сфере недропользования – “Декрет о недрах земли” (1920 г.); «Положение о недрах земли и их разработке” (1923 г.); “Горное положение Союза ССР” (1927 г.), также содержали положения о поощрении “первых открывателей” в форме предоставления им исключительного права на осуществление разведки выявленных месторождений изучению ископаемых, а по ее завершению и добычи минерального сырья.

В военные годы, когда возникла проблема обеспечения промышленности минеральным сырьем, Правительство принимает ряд постановлений о поощрении лиц, открывших новые месторождения.

Эти постановления Правительства были направлены на привлечение широкого круга специалистов и различных слоев населения для увеличения сырьевых ресурсов путем присуждения Государственных денежных премий, положение о которых было утверждено Постановлением СНК СССР 04.12.1942 года. В более позднем Положении о премировании первооткрывателей были введены элементы понятийной базы, связанной с первооткрывательством и правами первооткрывателей. Было определено, что: “первооткрывателем является физическое или юридическое лицо или группа лиц, личным участием обнаружившие промышленное месторождение полезных ископаемых”.

В сороковые годы была принята наиболее “щедрая” шкала вознаграждений в связи с необходимостью создания минерально-сырьевой базы для ядерной промышленности.

Положением, утвержденным СМ СССР, предусматривались: Государственные (Сталинские) премии 1-3 степени в зависимости от  размеров выявленных объектов, награждение орденами и медалями лиц, способствовавших разведке выявленных месторождений, а также денежные премии для работников других категорий, принимавших активное участие в этом процессе. Это положение, широко применявшееся в 1950-1960 годах, способствовало значительному повышению эффективности поисково-разведочных работ на уран.

1956 год можно считать годом формирования системы государственных денежных вознаграждений за открытие месторождений полезных ископаемых в связи с утвержденным постановлением СМ СССР Положения “О государственных денежных вознаграждениях за открытие месторождений полезных ископаемых, имеющих промышленное значение” от 30 мая 1956 года № 722, а в 1968 г. вышло положение о награждении первооткрывателей нагрудным знаком “Первооткрыватель месторождения”. Министерством геологии СССР в 1968 году было принято решение об учреждении диплома и нагрудного знака “Первооткрыватель месторождений”, которые присуждались специальной комиссией по первооткрывательству.

Закон СССР “Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах” (1975 г.) дал законодательное определение термина “ первооткрыватель месторождения полезного ископаемого” в следующей редакции: “Лица, открывшие имеющее промышленную ценность неизвестное ранее месторождение, а также выявившие дополнительные запасы полезных ископаемых или новое минеральное сырье в ранее известном месторождении, существенно увеличивающие его промышленную ценность, признаются первооткрывателями”.

За период с 1968 по 1991 г. включительно это почетное звание с выплатой денежных премий было присвоено 2378 лицам, которыми было открыто 2613 новых объектов минерального сырья.

Право на звание “первооткрыватель месторождений полезных ископаемых” в современной России

Как было показано выше звание первооткрыватель месторождений полезных ископаемых как в СССР, так и в ряде зарубежных стран было учреждено законодательными актами, что придавало ему легитимный юридический статус.

В связи с перестройкой в России начали формироваться новые законодательные нормы в области геологического изучения и использования недр. Непосредственное отношение к первооткрывательству месторождений полезных ископаемых имеет статья 34 Федерального закона “О недрах ”, которая гласит, что: “Лица, открывшие и (или) разведавшие имеющее промышленную ценность неизвестное ранее месторождение, а также выявившие дополнительные запасы полезных ископаемых или новое минеральное сырье в ранее известном месторождении, существенно увеличивающие его промышленную ценность, имеют право на государственное денежное вознаграждение, а лица, выявившие признаки месторождения полезного ископаемого, редкого геологического образования, минералогического, палеонтологического или иного образования, представляющего научную или культурную ценность на ранее неизвестном участке недр, имеют право зарегистрировать указанный участок недр в федеральном органе управления государственным фондом недр или его территориальном подразделении. При подтверждении федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением ценности указанных участков недр лицам, их зарегистрировавшим, выплачивается поощрительное денежное вознаграждение.

Порядок выплаты и размеры поощрительного и государственного денежного вознаграждения устанавливаются Правительством Российской Федерации или органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации”.

Как видно, в данном законе РФ “О недрах” первооткрыватели месторождений полезных ископаемых называются “лицами”, которые имеют определенные права.

В постановлении Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. № 1282 “О порядке выплаты и размерах денежных вознаграждений за выявление месторождений полезных ископаемых” произведено уточнение статуса физических лиц, а именно: “Государственные денежные вознаграждения выдаются гражданам Российской Федерации: лично открывшим и (или) разведавшим выявленное месторождение, а также дополнительные запасы полезных ископаемых или новое минеральное сырье в ранее известном месторождении, существенно увеличивающее его промышленную ценность; принимавших непосредственное участие в работах по геологическому изучению недр, приведших к открытию новых месторождений, и (или) внесших особый вклад в разведку и определение их промышленной ценности” (пункт 6). Как видно в этом подзаконном акте физические лица также не были названы первооткрывателями.

Исходя из вышеизложенного первооткрыватели месторождений полезных ископаемых в России законодательного определения не получили, а термин “первооткрыватель месторождений” появился только в 1997 году в нормативных актах федерального органа исполнительной власти – Министерства природных ресурсов России в “Положении о постоянно действующей Комиссии МПР России по государственным и поощрительным денежным вознаграждениям за выявление месторождений полезных ископаемых” и “Положении о наградном знаке “Первооткрыватель месторождений России”, утвержденных приказом от 15.10.1997 г. № 162, в котором указывалось, что: “Граждане Российской Федерации, открывшие на территории России или в пределах континентального шельфа исключительной экономической зоны новое месторождение полезных ископаемых, любого вида (кроме общераспространенных), имеющее промышленное значение, дополнительные запасы полезного ископаемого в новых, имеющих самостоятельное значение залежах, рудных телах участках ранее известных месторождений; новое полезное ископаемое в ранее известных месторождениях, улучшающие экономические показатели освоения этих месторождений (увеличивающие прибыль от разработки месторождения не менее чем в 1,2 раза), награждаются нагрудным знаком “Первооткрыватель Месторождений полезных ископаемых” по представлению Комиссии по вознаграждениям за открытие месторождений полезных ископаемых МПР России, и выдается специальный диплом”.

Таким образом, только этим подзаконным нормативным актом был введен в обращение термин “Первооткрыватель месторождений полезных ископаемых”, однако без законодательного утверждения он не может быть распространен на недропользователей различных форм собственности, действующих в сфере недропользования России.

Имущественное право первооткрывателей месторождений полезных ископаемых

Согласно статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации недра и все, что связано с землей, отнесено к недвижимому имуществу, а законом “О недрах” установлено, что: “Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в их недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. Они не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследия, вклада, залога или отчуждения в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами” (статья 1-2). Так как имущественное право связано с правом владения, пользования и распоряжения имуществом, т.е. правом собственности, то первооткрыватели месторождений полезных ископаемых не могут иметь права собственности на выявленные ими скопления полезных ископаемых, а также на открытые ими месторождения, а могут претендовать только на получение одного из видов этого права – права пользования ими, которое подлежит оформлению в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Авторские права первооткрывателей месторождений полезных ископаемых

Первооткрыватель (первооткрыватели) месторождений полезных ископаемых (МПИ) во многих законодательных актах зарубежных стран отождествляется (отождествляются) с авторством открытия конкретных объектов, так как он (они) своим творческим трудом доказывают их наличие и промышленную ценность. Это осуществляется путем сбора и анализа разнообразных геологических материалов, которые по своему содержанию являются результатами интеллектуальной деятельности. Эти результаты имеют конкретных авторов, так как на геологических документах, как правило, указываются их фамилии, а согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (четвертая часть) (ГК РФ IV), вступившая в силу с 1 января 2008 года, они являются правообладателями авторского права со всеми вытекающими из данного положения правовыми последствиями [1].

Согласно статьи 1225 ГК РФ (IV) автору произведения принадлежат следующие права:

  • Исключительное право на произведение;
  • Право авторства;
  • Право автора на имя;
  • Право на неприкосновенность произведения;
  • Право на обнародование произведения.

Обращает на себя внимание законодательная норма исключительного права автора на произведение как объект права. Так как согласно статьи 1225 ГК РФ исключительное право является имущественным правом, т.е. правом собственности, которая определена в статье 138 ГК РФ (I) применительно к результатам интеллектуальной деятельности как интеллектуальная собственность, то это право автора может распространяться только на объекты его творческого труда, но не на открытые им месторождения полезных ископаемых, имущественные права на которые были рассмотрены выше. Согласно статьи 1259 ГК РФ (IV) “Объекты авторских прав” к ним относятся произведения как результат творческого труда в области науки, литературы и искусства независимо от достоинства и назначения произведения, а также способа его выражения, а также географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам (пункт 1); а) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения; б) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда, а также программы для ЭВМ и базы данных и другие результаты творческого труда (пункт 2).

Они могут быть производными и сводными произведениями, обнародованными или необнародованными, выраженными в какой-либо объективной форме (пункт 3). Объективной формой представления результатов геологической информации о недрах, следует считать документированные обобщенные материалы творческой деятельности, представленные на любых материальных носителях.

Для защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей (пункт 4). Поскольку исключительное право это имущественное право (статья 1226 ГК РФ IV), то следует рассмотреть в каких случаях авторы (первооткрыватели месторождений) могут иметь это право на свои произведения, т.е. на созданные творческим трудом геологические документы.

Согласно статьи 1295 ГК РФ “Служебное произведение”: “Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное” (пункт 2) и далее: “Если работодатель в течении трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использовать это произведение, не передает исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору” (второй абзац пункта 2 статьи 1295).

Если работодатель в срок, предусмотренный в абзаце втором настоящего пункта, начнет использовать служебное произведение или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование произведения в указанный срок (третий абзац пункта 2 статьи 1295). Следует отметить, что приведенные выше законодательные нормы, как правило, не выполняются по одной простой причине – авторы (первооткрыватели) о них просто не знают, поэтому не требуют их выполнения, а контролирующие органы исполнительной власти не обращают на это внимания.

Таким образом, можно констатировать, что первооткрыватели месторождений полезных ископаемых имеют обширные авторские права на созданные ими геологические материалы, без наличия которых нельзя оценить выявленные скопления полезного ископаемого, тем более масштаб и значимость открытых месторождений для промышленности.

Право первооткрывателей на вознаграждение

Вознаграждения первооткрывателей месторождений полезных ископаемых в имеющихся нормативно-правовых документах Российской Федерации предусматриваются двух видов – морального и материального. Реализация права на звание “Первооткрыватель”, получение диплома и нагрудного знака “Первооткрыватель месторождений России” являются моральным вознаграждением, которое регламентируется ведомственными нормативными документами Минприроды России, приведенными выше. Что касается материального вознаграждения, то оно определено в статье 34 Федерального закона “О недрах”, а также в постановлении Правительства РФ от 5 октября 2007 г. № 646 “О порядке выплаты и размерах поощрительного и государственного денежных вознаграждений, предусмотренных статьей 34 Закона Российской Федерации “О недрах” [5]:

Государственное вознаграждение выплачивается каждому из лиц, открывших и (или) разведавших имеющее промышленную ценность, неизвестное ранее месторождение, а также выявивших дополнительные запасы полезных ископаемых или нового минерального сырья в ранее известном месторождении, существенно увеличивающие его промышленную ценность, в размере, не превышающем 50 000 рублей. При этом размер государственного вознаграждения не может превышать 0,1 процента суммы годового объема налога на добычу полезных ископаемых по рассматриваемому месторождению” (пункт 3), а “Поощрительное вознаграждение выплачивается каждому из лиц, выявивших на ранее не известном участке недр: признаки месторождения полезного ископаемого - в размере до 10 000 рублей; редкое геологическое обнажение, минералогическое, палеонтологическое или иное образование, представляющее научную или культурную ценность, - в размере до 5000 рублей” (пункт 4)

Обращает на себя внимание тот факт, что государственное денежное вознаграждение устанавливается не от доходов, которые государство и недропользователи – разработчики месторождений получают от продажи минерального сырья, добытого и реализованного на рынке, а в размере, установленном Правительством Российской Федерации, что не соответствует условиям рыночной экономики. Потому, что: во-первых, государственное денежное вознаграждение за открытие месторождения полезных ископаемых (МПИ) является разовым, а доходы, которые получают государство и недропользователи–разработчики, являются постоянными в период их эксплуатации; во-вторых, организации-разработчики МПИ, как правило, являются акционерными обществами, членами которого первооткрыватели не являются в силу отсутствия законодательного решения, и не участвуют в распределении девидентов.

Кроме того, первооткрыватели, являясь авторами геологических информационных документов об открытых ими месторождениях (отчеты, карты, разрезы, подсчетные планы и т.д.), не получают вознаграждения от работодателей, использующих результаты их творческого труда, как этого требует законодательное положение, изложенное в статье 1295 Гражданского кодекса Российской Федерации (четвертая часть).

Таким образом, предусмотренная нормативно-правовыми документами система материального поощрения первооткрывателей месторождений полезных ископаемых, не может считаться стимулирующей первооткрывательство, как одного из направлений обеспечения воспроизводства МСБ России.

Оформление результатов первооткрывательства

Требует совершенствования и порядок оформления выплаты государственных и поощрительных вознаграждений за первооткрывательство месторождений полезных ископаемых, так как в статье 34 Закона “О недрах”  только указано, что лица, выявившие признаки месторождений, имеют право зарегистрировать участок, где эти признаки установлены, в федеральном и (или) территориальном органе управления государственным фондом недр и после подтверждения, получить денежное вознаграждение, а лица открывшие и (или) разведавшие имеющее промышленное значение неизвестное ранее месторождение имеют право на государственное вознаграждение без указания порядка его оформления. Ведомственные документы Минприроды России по вопросам государственных и поощрительных вознаграждений не содержат указаний по их оформлению. Этот пробел до некоторой степени устранен в “Правилах выплаты поощрительного и государственного денежных вознаграждений, предусмотренных статьей 34 Закона Российской Федерации “О недрах”, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2007 г. № 646, в которых представление материалов на получение государственного и поощрительного вознаграждения возлагается на заинтересованных лиц с указанием перечня необходимых документов (пункты 3 и 4) на территориальные органы Федерального агентства по недропользованию возложена функция их рассмотрения и представления их с соответствующим заключением в Федеральное агентство по недропользованию.

По нашему мнению, процедура оформления и представления материалов на поощрительные и государственные вознаграждения должна быть возложена на территориальные органы управления государственным фондом недр, которые должны собирать и оформлять доказательные материалы по фактам выявления и открытия МПИ и со своими заключениями представлять их в Комиссию по первооткрывательству Минприроды России. Такой порядок оформления результатов первооткрывательства будет свидетельствовать о заинтересованности, прежде всего, государственных органов исполнительной власти в открытии новых месторождений полезных ископаемых в России.

Подводя итоги рассмотрения состояния правового обеспечения первооткрывательства месторождений полезных ископаемых в России в сопоставлении с законодательством зарубежных стран и бывшего СССР, можно сделать следующие основные выводы:

  1. Во всем мире первооткрыватели месторождений полезных ископаемых поощряются государством путем предоставления им права на это звание, а также исключительного права на разведку и дальнейшую разработку открытых ими месторождений с целью получения коммерческой выгоды: приоритетного получения лицензий, налоговых льгот, участия в акционировании с обеспечением определенной доли акций, получения различных субсидий и т.д.
  2. Действующее в России законодательство о недрах еще далеко от совершенства, оно в недостаточной степени стимулирует первооткрывательство месторождений полезных ископаемых, являющимся мощным резервом наращивания минерально-сырьевой базы страны.
  3. В России гражданские права первооткрывателей месторождений полезных ископаемых на законодательном уровне не закреплены, что не позволяет считать первооткрывательское движение в России легитимным.
  4. Государственное денежное вознаграждение граждан Российской Федерации, открывших или разведовавших имеющих промышленную ценность месторождения полезных ископаемых, не соответствует прибыли, которую получают недропользователи от их разработки.
  5. Действующее в России законодательство о недрах в части первооткрывательства месторождений полезных ископаемых не соответствует условиям рыночной экономики, так как не содержит рыночного механизма, стимулирующего это важное для страны движение.

 

Литература

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации четвертая часть, М., изд. “Омега-Л”, 2007.
  2. Кривцов А.И., Беневольский Б.И. и др. Термины и понятия отечественного недропользования (словарь-справочник). М., Геоинформмарк, 2000.
  3. Столчнев В.Г., Малютин Ю.С. История недропользования в России от эпохи Петра Первого до начала XIX века.//Маркшейдерия и недропользование, 2008, № 5.
  4. Новый экономический и юридический словарь/ М., Институт новой экономики, 2003.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации “О порядке выплаты и размерах поощрительного и государственного денежных вознаграждений, предусмотренных статьей 34 Закона Российской Федерации “О недрах” от 5 октября 2007 г. № 646.

Приказ об учреждении ведомственных знаков отличия Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 мая 2011 г. N 20686

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 16 февраля 2011 г. N 36

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННЫХ ЗНАКОВ ОТЛИЧИЯ

МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2581, N 42, ст. 4825, N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378, N 6, ст. 738, N 33, ст. 4088, N 34, ст. 4192, N 49 (ч. II), ст. 5976; 2010, N 5, ст. 538, N 10, ст. 1094, N 14, ст. 1656, N 26, ст. 3350, N 31, ст. 4251, ст. 4268, N 38, ст. 4835), приказываю:

1. Учредить ведомственные знаки отличия Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

- нагрудный знак "Почетный разведчик недр",

- нагрудный знак "Первооткрыватель месторождения",

- нагрудный знак "Почетный работник охраны природы",

- нагрудный знак "Почетный работник леса",

- нагрудный знак "Почетный работник водного хозяйства",

- нагрудный знак "Ветеран водного хозяйства",

- нагрудный знак "Отличник разведки недр",

- нагрудный знак "Отличник охраны природы",

- нагрудный знак "Отличник водного хозяйства",

- нагрудный знак "За заслуги в заповедном деле",

- Почетный знак "За отличие в службе",

- Почетная грамота.

2. Утвердить:

2.1. Положения о перечисленных в пункте 1 настоящего Приказа ведомственных знаках отличия Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации согласно приложениям N 1 - 12.

2.2. Описания перечисленных в пункте 1 настоящего Приказа нагрудных знаков согласно приложениям N N 13 - 23.

2.3. Эскизы перечисленных в пункте 1 настоящего Приказа нагрудных знаков и образец бланка Почетной грамоты Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации согласно приложениям N N 24 - 35.

2.4. Форму представления к награждению ведомственными знаками отличия Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации согласно приложению N 36.

2.5. Форму удостоверения к нагрудным знакам, перечисленным в пункте 1 настоящего Приказа, согласно приложению N 37.

3. Департаменту управления делами и кадров (Чернов А.В.) осуществлять организационную работу по подготовке необходимых наградных материалов для доклада Министру.

4. Департаменту экономики и финансов (Выгон Г.В.) ежегодно предусматривать расходы на изготовление ведомственных знаков отличия Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и удостоверений к ним.

5. Признать утратившими силу Приказ МПР России от 21.12.2006 N 290 "Об учреждении ведомственных знаков отличия Министерства природных ресурсов Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 14 февраля 2007 г., регистрационный N 8945), Приказ Минприроды России от 11.08.2008 N 172 "О внесении изменений в Приказ МПР России от 21.12.2006 N 290" (зарегистрирован Минюстом России 8 сентября 2008 г., регистрационный N 12244).

6. Контроль исполнения настоящего Приказа оставляю за собой.

Министр Ю.П.ТРУТНЕВ

Порядок проведения сертификации

1. Организация – претендент подает заявку о проведении сертификации в Системе добровольной сертификации в сфере производства маркшейдерских работ (заявка).
2. ООО «Союз маркшейдеров России» проводит предсертификационную проверку на соответствие требованиям Системы добровольной сертификации в сфере производства маркшейдерских работ (акт проверки).
3. Приказ о выдаче сертификата соответствия требованиям Системы добровольной сертификации в сфере производства маркшейдерских работ (приказ).
4. Оформление сертификата (сертификат).

 

Список организаций, имеющих сертификаты соответствия Системы добровольной сертификации в сфере производства маркшейдерских работ

1. ООО «Аудит недропользования и консалтинг»
2. ООО «Гортехпроект»
3. ОАО «Самотлорнефтегаз»
4. АНО «Аудит недропользоавния и консалтинг»
5. ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь»
6. ООО «Горный аудит»
7. ООО «Горные технологии»
8. ООО «Рациональное недропользование»
9.  ФГУП «ЗапсибАГП»
10. АНО «Маркгеоаудит и консалтинг»
11. АНО «Киммерийский центр»
12. ОАО «ТНК-Нижневартовск»
13. ООО «Газпром добыча Уренгой»
14. ООО ППП «Горняк»
15. ООО «НПАГП Меридиан+»
16. ООО НИПИ «Маркгео»»                                                                                          
17. ЗАО «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ»
18. ООО  «Киммерийский центр»
19. НОЧУ «ЦДО» Горное образование»

 

Проект постановления Правительства РФ (ред. 06.12.2011)

Проект постановления Правительства РФ (ред. 06.12.2011)


Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации«Об утверждении Порядка установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование»

Настоящий проект постановления Правительства Российской Федерации подготовлен в целях реализации Федерального закона от 18.07.2011 № 222-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 8.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".

Так, в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации «О недрах» (в редакции указанного Федерального закона) в целях обеспечения полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр границы участка недр, предоставленного в пользование, могут быть изменены. Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В целях реализации указанной нормы подготовлен настоящий проект постановления.

Данным проектом предлагается определить органы, осуществляющие установление и изменение границ участков недр, предоставленных в пользование для геологического изучения с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых и (или) разведки и добычи полезных ископаемых.

Таковыми органами являются: Федеральное агентство по недропользованию или его территориальные органы, а по участкам недр местного значения – уполномоченный орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

При этом в проекте постановления отмечается, что изменение границ участков недр федерального значения, предоставленных в пользование, или участков недр, которые будут относиться к участкам недр федерального значения при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, (далее – участки недр федерального значения) осуществляется на основании решения, принимаемого Правительством Российской Федерации.

Проект постановления определяет, что границы участка недр, предоставляемого в пользование, должны иметь географические координаты. При этом в границах участка недр, предоставляемого в пользование с правом добычи полезных ископаемых, указывается также его верхняя и нижняя граница в контуре месторождения полезного ископаемого. В лицензии на пользование недрами по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, предоставляемых в пользование, указываются площадь морского дна с географическими координатами ее границ и глубины недр.

Уполномоченные органы при определении границ участка недр, предоставляемого в пользование, учитывают данные геологической и иной информации о недрах, государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (в случае, если такая экспертиза проводилась), границы особо охраняемых природных территорий, режим которых не позволяет осуществлять пользование недрами, предложения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а также Федерального агентства по рыболовству (в случае определения границ участка недр федерального значения, расположенного во внутренних морских водах, в территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации). Границы участка недр, предоставляемого в пользование для добычи подземных вод, устанавливаются с учетом границ зон санитарной охраны строгого режима, контуров размещения проектных водозаборных сооружений.

В проекте постановления уточняется (исходя из анализа положений статьи 7 Закона Российской Федерации «О недрах»), что изменение границ участка недр, предоставленного в пользование, осуществляется как в сторону его увеличения, так в сторону его уменьшения в любом пространственном направлении (по площади и глубине).

В целях рационального использования и охраны недр в проекте постановления предусмотрены следующие случаи изменения границ участков недр, предоставленных в пользование:

1) в случае исправления в лицензии и (или) ее неотъемлемых составных частях технической ошибки;

2) в случае наличия технологических потребностей расширения границ участка недр, предоставленного в пользование, без прироста запасов полезных ископаемых (учет границ безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуров предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов);

3) в случае, если имеющаяся геологическая и иная информация о недрах, свидетельствует о том, что поставленные на государственный баланс запасы полезных ископаемых на нижележащей части недр за пределами участка недр, предоставленного в пользование, являются частью месторождения полезного ископаемого;

4) в случае, если имеющаяся геологическая и иная информация о недрах, свидетельствует о том, что поставленные на государственный баланс запасы полезных ископаемых за пределами участка недр, предоставленного в пользование, за исключением нижележащей части недр, являются частью месторождения полезного ископаемого;

5) в случае, если имеющая геологическая и иная информация о недрах, свидетельствует о том, что выявленное в процессе геологического изучения месторождение полезных ископаемых выходит за границы участка недр, предоставленного в пользование для геологического изучения с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых;

6) в случае изменения границ участка недр, предоставленного в пользование, в сторону его уменьшения.

При этом проектом постановления предусмотрено, что изменение границ участка недр, предоставленного в пользование, осуществляется однократно, за исключением изменения границ участка недр в сторону его уменьшения и исправления технической ошибки в виде описки или опечатки, во избежание случаев злоупотребления, и только в том случае, если на дату подачи заявки с просьбой об изменении границ участка недр, предлагаемая к включению в границы часть недр является сопредельной предоставленному в пользование участку недр, и в отношении нее не принято в установленном порядке решение о проведении конкурса или аукциона на право пользования участками недр или предоставления в пользование для иных видов пользования недрами.

В настоящее время Порядком рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения), утвержденным приказом МПР России от 15.03.2005 № 61, предусмотрена возможность получения права пользования недрами для целей геологического изучения нижележащих горизонтов разрабатываемых месторождений полезных ископаемых на основании заявок заинтересованных лиц без включения таких участков недр в программы и перечни объектов. Однако, как правило, изучаемый нижележащий участок недр содержит не новый объект, а продолжение вышележащего месторождения. В связи с этим получить изученный нижележащий участок недр для разведки и добычи по факту открытия недропользователь не может, что приводит к отсутствию стимула недропользователей осуществлять изучение нижележащих горизонтов. Соответственно, государство не получает геологическую информацию о недрах на той глубине, которая доступна для геологического изучения и освоения, а также налоги и платежи за пользование этой части недр.

В целях стимулирования пользователей недр осуществлять геологическое изучение нижележащих горизонтов, постановку запасов полезных ископаемых на государственный баланс проектом постановления и разработку нижележащих горизонтов, предусмотрено, что границы участка недр, предоставленного в пользование, изменяются с учетом включения в них всего объема запасов полезных ископаемых, поставленных на государственный баланс на нижележащей части недр. При этом должно соблюдаться условие, подтверждаемое геологической информацией о недрах, о том, что такие запасы являются частью вышерасположенного месторождения полезного ископаемого.

В случае, если предлагаемая к включению в границы этого участка часть недр не является нижележащей и не содержит запасов полезных ископаемых, учитываемых за недропользователем, то изменение границ участка недр возможно при условии, что в границы участка недр войдет весь объем запасов полезных ископаемых, поставленных на государственный баланс запасов полезных ископаемых за пределами участка недр, предоставленного в пользование, при условии, что такие запасы являются частью месторождения полезного ископаемого, расположенного на предоставленном в пользование участке недр и объем всех присоединяемых запасов полезных ископаемых не превышает 20 % от количества запасов полезных ископаемых данного месторождения, которые были поставлены на государственный баланс до даты подачи пользователем недр заявки на изменение границ участка недр, предоставленного в пользование. В случае, если за границами участка недр, предоставленного в пользование, государственным балансом запасов полезных ископаемых учтено более 20 % запасов полезных ископаемых от количества запасов полезных ископаемых, которые учтены государственным балансом до обращения за изменением границ находящегося в пользовании участка недр, то часть месторождения, содержащая данные запасы, подлежит предоставлению в пользование по основаниям, установленным статьей 10.1 Закона Российской Федерации «О недрах». Данный критерий размера примыкающего участка недр необходим с целью отнесения участка недр либо к самостоятельному объекту права пользования недрами, который в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» будет предоставлен в установленном порядке, либо к участку недр, который по величине запасов полезных ископаемых не является самостоятельным объектом права пользования недрами, и в связи с этим может быть прирезан к основному участку недр, предоставленному в пользование.

В целях рационального пользования недрами проектом постановления предлагается установить, что изменение границ участка недр, предоставленного в пользование, в сторону его уменьшения осуществляется на основании геологической информации, содержащейся в геологическом отчете организации, выполненном по завершении геологического изучения недр на всем участке недр, предоставленном в пользование. При этом не допускается изменение границ участка недр, предоставленного в пользование, в сторону его уменьшения в случае, если на части участка недр, от которой предполагается отказаться, имеются прошедшие в установленном порядке государственную экспертизу запасы тех полезных ископаемых, которые указаны в лицензии на пользование недрами.

Учитывая, что, исходя из положений статьи 10.1 Закона Российской Федерации «О недрах», основанием возникновения права пользования участками недр федерального значения является решение Правительства Российской Федерации, проектом постановления предлагается предусмотреть, что изменение границ участков недр федерального значения, предоставленных в пользование, или участков недр, которые будут относиться к участкам недр федерального значения при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, осуществляется на основании решения, принимаемого Правительством Российской Федерации.

Проектом постановления определяется, что при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, осуществляется внесение соответствующих изменений в лицензию на пользование недрами.

Принятие настоящего проекта постановления Правительства Российской Федерации не потребует дополнительных и иных расходов федерального бюджета.

Реализация настоящего проекта постановления будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов и бюджетных ассигнований, предусмотренных данным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Реализация настоящего проекта постановления будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах численности и оплаты труда, предусмотренной в соответствующем бюджете субъекта Российской Федерации на исполнение их функций.

Проект постановления Правительства РФ (ред. 11.11.2011)

Проект постановления Правительства РФ (ред. 11.11.2011)


Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование»


Настоящий проект постановления Правительства Российской Федерации подготовлен в целях реализации Федерального закона от 18.07.2011 № 222-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 8.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Так, в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации «О недрах» (в редакции указанного Федерального закона) в целях обеспечения полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр границы участка недр, предоставленного в пользование, могут быть изменены. Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В целях реализации указанной нормы подготовлен настоящий проект постановления.
Данным проектом предлагается определить органы, осуществляющие  установление и изменение границ участков недр, предоставленных в пользование для геологического изучения с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых и (или) разведки и добычи полезных ископаемых.
Таковыми органами являются: Федеральное агентство по недропользованию или его территориальные органы, а по участкам недр, предоставляемым в пользование органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, – уполномоченный орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
При этом в проекте постановления отмечается, что изменение границ участков недр федерального значения, предоставленных в пользование, или участков недр, которые будут относиться к участкам недр федерального значения при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, (далее – участки недр федерального значения) осуществляется на основании решения, принимаемого Правительством Российской Федерации.
Проект постановления определяет, что границы участка недр, предоставляемого в пользование, должны иметь географические координаты. При этом в границах участка недр, предоставляемого в пользование с правом добычи полезных ископаемых, указывается также его верхняя и нижняя граница в контуре месторождения полезного ископаемого. В лицензии на пользование недрами по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, предоставляемых в пользование, указываются площадь морского дна с географическими координатами ее границ и глубины недр.
Уполномоченные органы при определении границ участка недр, предоставляемого в пользование, учитывают данные геологической и иной информации о недрах, государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (в случае, если такая экспертиза проводилась), границы особо охраняемых природных территорий, режим которых не позволяет осуществлять пользование недрами, предложения Генерального штаба Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а также Федерального агентства по рыболовству (в случае определения границ участка недр федерального значения, расположенного во внутренних морских водах, в территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации). Границы участка недр, предоставляемого в пользование для добычи подземных вод, устанавливаются с учетом границ зон санитарной охраны строгого режима, контуров размещения проектных водозаборных сооружений.
В проекте постановления уточняется (исходя из анализа положений статьи 7 Закона Российской Федерации «О недрах»), что изменение границ участка недр, предоставленного в пользование, осуществляется как в сторону его увеличения, так в сторону его уменьшения в любом пространственном направлении (по площади и глубине).
В целях рационального использования и охраны недр в проекте постановления предусмотрены следующие случаи изменения границ участков недр, предоставленных в пользование:
а) в случае необходимости исправления в лицензии и ее неотъемлемых составных частях описки, опечатки;
б) в случае наличия технологических потребностей расширения границ участка недр, предоставленного в пользование, без прироста запасов полезных ископаемых (учет границ безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуров предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов);
в) в случае, если имеющаяся геологическая и иная информация о недрах, свидетельствует о том, что поставленные на государственный баланс запасы полезных ископаемых на нижележащей части недр за пределами участка недр, предоставленного в пользование, являются частью месторождения полезного ископаемого;
г) в случае, если имеющаяся геологическая и иная информация о недрах, свидетельствует о том, что поставленные на государственный баланс запасы полезных ископаемых за пределами участка недр, предоставленного в пользование, за исключением нижележащей части недр, являются частью месторождения полезного ископаемого;
д) в случае изменения границ участка недр, предоставленного в пользование, в сторону его уменьшения.
При этом проектом постановления предусмотрено, что изменение границ участков недр может быть осуществлено однократно (за исключением случаев исправления технических ошибок и изменения границ участков недр в отношении нижележащих горизонтов), во избежание случаев злоупотребления, и только в том случае, если на дату подачи заявки с просьбой об изменении границ участка недр, предлагаемая к включению в границы часть недр является сопредельной предоставленному в пользование участку недр, и в отношении нее не принято в установленном порядке решение о проведении конкурса или аукциона на право пользования участками недр или предоставления в пользование для иных видов пользования недрами.
В целях стимулирования пользователей недр осуществлять геологическое изучение нижележащих горизонтов и постановку запасов полезных ископаемых на государственный баланс проектом постановления предусмотрено, что границы участка недр, предоставленного в пользование, изменяются с учетом включения в них всего объема запасов полезных ископаемых, поставленных на государственный баланс на нижележащей части недр. При этом должно соблюдаться условие, подтверждаемое геологической информацией о недрах, о том, что такие запасы являются частью вышерасположенного месторождения полезного ископаемого.
В случае, если предлагаемая к включению в границы этого участка часть недр не является нижележащей и не содержит запасов полезных ископаемых, учитываемых за недропользователем, то изменение границ участка недр возможно при условии, что часть месторождения, которая находится за границами предоставленного в пользование участка недр, на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых составляет в количестве не более 20 % запасов полезных ископаемых от количества запасов полезных ископаемых, которые были переданы пользователю недр при предоставлении права пользования участка недр, границы которого предполагается изменить. В случае, если за границами участка недр, предоставленного в пользование государственным балансом запасов полезных ископаемых учтено более 20 %, то часть месторождения, содержащая данные запасы, подлежит предоставлению в пользование по основаниям, установленным статьей 10.1 Закона Российской Федерации «О недрах». Данный критерий размера примыкающего участка недр необходим с целью отнесения участка недр либо к самостоятельному объекту права пользования недрами, который в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» будет предоставлен в установленном порядке, либо к участку недр, который по величине запасов полезных ископаемых не является самостоятельным объектом права пользования недрами, и в связи с этим может быть прирезан к основному участку недр, предоставленному в пользование.
В целях рационального пользования недрами проектом постановления предлагается установить, что изменение границ участка недр, предоставленного в пользование, в сторону его уменьшения осуществляется на основании геологической информации, содержащейся в геологическом отчете организации, выполненном по завершении геологического изучения недр на всем участке недр, предоставленном в пользование. При этом не допускается изменение границ участка недр, предоставленного в пользование, в сторону его уменьшения в случае, если на части участка недр, от которой предполагается отказаться, отсутствуют запасы полезных ископаемых, поставленные на государственный баланс запасов полезных ископаемых, тех видов полезных ископаемых, которые указаны в лицензии на пользование недрами.
Учитывая, что, исходя из положений статьи 10.1 Закона Российской Федерации «О недрах», основанием возникновения права пользования участками недр федерального значения является решение Правительства Российской Федерации, проектом постановления предлагается предусмотреть, что изменение границ участков недр федерального значения, предоставленных в пользование, или участков недр, которые будут относиться к участкам недр федерального значения при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, осуществляется на основании решения, принимаемого Правительством Российской Федерации.
Проектом постановления определяется, что при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, осуществляется внесение соответствующих изменений в лицензию на пользование недрами, а также в документы, определяющие границы горного отвода.
Принятие настоящего проекта постановления Правительства Российской Федерации не потребует дополнительных и иных расходов федерального бюджета.

Поддержка инициативы

Организации поддержавшие инициативу горной общественности и НП «СРГП «Горное дело» по совершенствованию нормативного регулирования в области изменения границ горных отводов.

 

1.Российский союз товаропроизводителей

2.ОАО «Сургутнефтегаз»

3.ООО «Гортехпроект»

4.НОЧУ «ЦДО «Горное образование»

5.АНО «Аудит недропользования и консалтинг»

6.ООО «Рациональное недропользование»

7.ООО «Аудит недропользования и консалтинг»

8.ООО «Горные технологии»

9.ООО «Горный аудит»

10.ООО «Киммерийский центр»

 

Коллективное письмо Правительству РФ

Об уточнении границ горных отводов

Минприроды России в целях реализации Федерального закона от 18.07.2011 № 222-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и статью 8.2 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» подготовило проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование».

Подробнее...

Антикоррупционное заключение

Некоммерческое партнерство «Содействие развитию горной промышленности «Горное дело» аккредитовано в Министерстве юстиции Российской Федерации в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность (свидетельство об аккредитации от 10.12.2010 № 1005).
Аккредитация проведена в соответствии с приказом Министерства юстиции России № 92 от 31 марта 2009 г. «Об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность».
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и пунктом 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, проведена антикоррупционная экспертиза проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование» (далее - проект Порядка). Экспертиза проведена в целях выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений.
В представленном проекте Порядка выявлены следующие коррупциогенные факторы, которые прямо или косвенно могут послужить основой для проявления злоупотреблений при правоприменительной практике указанного выше документа.
1. В п. 3 проекта Порядка указаны органы, уполномочиваемые проектом Порядка на принятие решения об изменении границ участков недр. Данными органами по указанному пункту являются Правительство Российской Федерации, соответствующие органы субъекта Российской Федерации, Федеральное агентство по недропользованию. В соответствии с п. 3.6 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ) «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами», определение границ горных отводов осуществляется по согласованию с органами государственного горного надзора, а для добычи питьевых, минеральных вод и захоронения вредных веществ, отходов и сброса сточных вод в недра - с органами государственного экологического контроля и государственного санитарного надзора.
В соответствии с п. 1 Положения «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» органом государственного горного надзора является Ростехнадзор. Порядок изменения границ горных отводов сопряжён с проведением инженерных работ особой сложности. Определение границ горных отводов является одним из видов маркшейдерских работ, в соответствии с п. 3 Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2006 N 392 «О лицензировании производства маркшейдерских работ», органом осуществляющим лицензирование производства маркшейдерских работ является Ростехнадзор. В связи с чем в п. 3 проекта Порядка закреплено необоснованное сужение установленного круга государственных органов, осуществляющих регулирование в данной сфере.
Таким образом, в указанной части проекта Порядка усматривается наличие коррупциогенного фактора, предусмотренного пп. а) п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 - широта дискреционных полномочий, а именно наличие дублирующих полномочий органов государственной власти, выраженных в осуществлении Федеральным агентством по недропользованию функций закреплённых за Ростехнадзором.
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагаем включить Ростехнадзор в круг государственных органов предусмотренных проектом Порядка для осуществления регулирования в области установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование.
2. В соответствии с пп. 4) ч. 1 п. 6 и пп. д) ч. 1 п. 9 проекта Порядка в случае, если имеющаяся геологическая и иная информация о недрах, свидетельствует о том, что поставленные на государственный баланс запасы полезных ископаемых за пределами участка недр, предоставленного в пользование, являются частью месторождения полезного ископаемого, допускается изменение границ участка недр, предоставленного в пользование в количестве не более 20 % запасов полезных ископаемых от количества запасов полезных ископаемых, которые были переданы пользователю недр при предоставлении права пользования участка недр, границы которого предполагается изменить.
Данное положение вводит 20 % критерий прирезки полезных ископаемых для любых участков недр, не учитывая различие масштабов предоставленных горных отводов. Недропользователи особо крупных участков недр, в рамках процедур, установленных проектом Порядка, имеют возможность получить участок недр, для получения которого обычно требуется участие в конкурсе или аукционе. Таким образом, проект Порядка вводит альтернативную процедуру получения участка недр, при этом требования ст. 10.1 и 11 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» не соблюдаются.
В указанном положении проекта Порядка усматриваются признаки коррупциогеных факторов, предусмотренные пп. з) п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 - отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагаем исключить 20 % критерий прирезки полезных ископаемых для особо крупных участков недр.
3. В пп. 18-35 проекта Порядка устанавливаются процедуры рассмотрения заявки, поданной в целях изменения границ горного отвода, предоставленного в пользование. Данные процедуры предусматривают прохождение нескольких этапов: от Федерального агентства по недропользованию к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации и др., затем снова в Федеральное агентство по недропользованию, где создаётся комиссия по рассмотрению заявки. Общий срок всех процедур может доходить до 120 дней по участкам недр федерального значения и до 157 дней по остальным участкам. Данный порядок предусмотрен даже для тех случаев, когда заявка подаётся по причине технологических потребностей расширения границ участка недр, предоставленного в пользование, без прироста запасов полезных ископаемых.
Учитывая несоразмерную сложность установленных пп. 18-35 проекта Порядка административных процедур с теми потребностями недропользователей, по поводу которых эти процедуры установлены, в рассматриваемых нормах проекта Порядка усматриваются признаки коррупциогенных факторов, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям. Данные признаки предусмотрены пп. а) п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 - наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагаем изменить порядок рассмотрения заявки, поданной в целях изменения границ горного отвода, предоставленного в пользование. А именно, ввести дифференцированный подход к порядку рассмотрения заявок, в зависимости от причин в связи с которыми возникает необходимость изменения границ горного отвода. Установить классификатор процедур рассмотрения заявок в зависимости от величины и значимости участка недр. Оставить предусмотренную проектом Порядка процедуру рассмотрения заявок для особо крупных месторождений. Упростить процедуру рассмотрения заявок для мелких и средних месторождений, а также по причинам связанным с малозначительными изменениями границ горных отводов. Передать функции по рассмотрению таких заявок Ростехнадзору.
ВЫВОДЫ
Экспертиза проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование» показала наличие положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
В целях предотвращения включения в проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование» положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, предлагаем учесть замечания и предложения, высказанные выше по тексту заключения.


Оригинал заключения

Письмо в Минприроды Россиии

Уважаемый Денис Геннадьевич!


06.12.2011 на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации опубликован проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование».
НП «СРГП «Горное дело» аккредитовано в Министерстве юстиции Российской Федерации в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность (свидетельство об аккредитации от 10.12.2010 № 1005). В рамках экспертной деятельности НП «СРГП «Горное дело» подготовлено Заключение на данный проект постановления. В целях совершенствования системы государственного управления в сфере недропользования направляем Вам указанное Заключение.
Приложение на 6 л. в 1 экз.


Председатель Совета Партнёрства                                                           В.В. Грицков


Официальное письмо

Письмо в Правительство РФ

Уважаемый Владимир Владимирович!


07.12.2011 НП «СРГП «Горное дело» в целях совершенствования системы государственного управления в сфере недропользования направило Вам на рассмотрение письмо исх. № 04-02/197 от 06.12.2011 «Об уточнении границ горных отводов».
НП «СРГП «Горное дело» аккредитовано в Министерстве юстиции Российской Федерации в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность (свидетельство об аккредитации от 10.12.2010 № 1005). В рамках экспертной деятельности НП «СРГП «Горное дело» подготовлено Заключение на проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование».
Направляем Вам данное Заключение в дополнение к ранее направленному письму «Об уточнении границ горных отводов».
Приложение на 7 л. в 1 экз.


Председатель Совета Партнёрства                                                    В.В. Грицков


Официальное письмо

Вы здесь: Главная Новости